На сегодняшний день советы сформированы при 21 из 27 краевых ведомств. Пока большинство из них успели только выбрать председателей и руководящие органы, провести первые организационные заседания и определить планы деятельности. При ГУСХ и при управлении пищевой, перерабатывающей и фармацевтической промышленности советы только формируются. А в составе некоторых советов (например, при управлении образования и молодежной политики) работают сразу несколько отдельных комиссий.
Виталий Снесарь,
"политический" вице-губернатор:
Впервые мы пришли к пониманию актуальности такого формата взаимодействия несколько лет назад и, как это часто бывает, о решении успешно забыли. Нужна была общественность, которая разбирается в "профильных" проблемах, способная к конструктивному оппонированию, а не просто к огульной критике. Когда мы провели "инвентаризацию" по этому вопросу, то поняли, что такие совещательные структуры есть лишь при нескольких управлениях, и снова эту тему актуализировали.
Главная задача общественных советов, по словам Снесаря, — служить экспертной площадкой для руководителей и специалистов ведомств, чтобы они не "варились в собственном соку". "Не всегда даже в профильном управлении видно, что происходит в отрасли, поэтому, например, управлению по предпринимательству необходим прямой открытый диалог с бизнесом: что может и хочет для бизнеса делать власть и чего хочет бизнес", — говорит вице-губернатор.
Необязательным признано создание общественных советов при органах исполнительной власти, выполняющих контрольно-надзорные функции (Госинспекция) или исполнительно-распорядительные полномочия в сферах финансов, имущества, экономики и инвестиций: это Главэкономики, Главимущество, комитет по финансам, налоговой и кредитной политике. При главе региона действуют общественные советы по молодежной политике, безопасности, экологической безопасности, развитию здравоохранения, малого и среднего предпринимательства; кроме того, есть общественный совет по тарифному регулированию деятельности энергоснабжающих компаний и организаций коммунального комплекса. Впрочем, в администрации края не считают, что многочисленные структуры дублируют друг друга. "У общественных советов при губернаторе функции несколько другие — они занимаются стратегическими вопросами, а советы при управлениях отвечают за тактику", — говорит Виталий Снесарь.
Предложения и экспертизы
Общественный совет при управлении лесами Алтайского края уже подготовил пять предложений по совершенствованию регионального законодательства и провел три экспертизы законопроектов. Совет при управлении по ЖКХ пока провел три заседания, но высказал 21 предложение, в том числе по развитию системы общественного контроля в ЖКХ и разработке информационно-логической модели управления ЖКХ и провел экспертизу четырех документов, в том числе краевой программы по капремонту многоквартирных домов, проекта устава регионального оператора "Фонд капремонта многоквартирных домов".
Совет при управлении по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов обсудил проект стратегии развития туризма в России, а теперь формирует свои предложения, которые планируется направить в Федеральное агентство по туризму, чтобы включить в проект стратегии. Члены совета обратили внимание на проблему качества подготовки кадров в сфере туризма: вузам края рекомендовано организовать практику студентов на базе турфирм, гостиниц, санаториев, баз отдыха.
Члены общественного совета при управлении по госрегулированию цен и тарифов активно участвуют в обсуждении повышения тарифов на коммунальные услуги, нормативов потребления коммунальных услуг, вносят предложения об использовании нетрадиционных источников энергии.
Критерий эффективности работы советов, как пояснили в администрации края, — "качественное взаимодействие с органом исполнительной власти в части корректировки нормативных правовых актов на стадии их разработки, что позволяет получить на выходе документы, не требующие в дальнейшем доработки, и вынесение обоснованных экспертных решений".
Два из десяти
Иногда включение тех или иных предпринимателей в состав общественного совета может вызывать вопросы: например, пчеловод Сергей Тастан — зампредседателя совета при управлении края по строительству и архитектуре. Но сам он ничего странного в этом не видит: "Я активно занимаюсь общественной работой, я член Общественных палат края и России (входит в состав комиссии по социальному развитию села. — Прим. "ВД"), в этих вопросах разбираюсь". Задача общественных советов, по словам Тастана, — рассмотрение законодательных инициатив экспертами, профессионалами и тех проблем, с которыми к членам советов обращаются граждане. "Наши решения мы передаем в органы исполнительной и законодательной власти", — рассказывает бизнесмен.
Сами предприниматели, вошедшие в состав советов, настроены вполне оптимистично и считают, что толк от них, несомненно, будет.
Юрий Матвейко,
зампредседателя совета при управлении по предпринимательской деятельности, гендиректор сети АЗС "Октан":
В предпринимательском сообществе вопросов и проблем много, будем пытаться их решать, сейчас будет много работы по "дорожным картам" по улучшению предпринимательского климата. Думаю, это будет интересный рабочий орган. Я не думаю, что совет на сто процентов решит все проблемы, но мы будем их обозначать и двигать вперед. Даже если из 10 вопросов мы решим два, это уже что-то, это результат.
Председатель общественного совета при управлении по развитию предпринимательства Юрий Ряполов (он "рекордсмен" — входит в состав более десятка краевых и городских общественных советов, комиссий и других совещательных структур) тоже уверен, что через такие структуры бизнес может влиять на решения власти, "иначе какой смысл был бы в них участвовать".
Юрий Ряполов,
председатель общественного совета при управлении по развитию предпринимательства:
Любой совет — это площадка для поиска и нахождения взаимоприемлемых решений. Любая проблема — это две часто противоположные позиции, и только в диалоге можно найти "золотую середину", которая бы сблизила мнения".
По словам Ряполова, власть выносит некоторые проекты своих решений на общественное обсуждение. "Например, неоднократно обсуждался вопрос резкого роста платежей за электроэнергию в начале этого года в связи с изменением федерального законодательства — тогда это коснулось 41 предприятия Барнаула. Только благодаря широкому обсуждению в общественных структурах вопрос довели до Торгово-промышленной палаты РФ, и он был практически решен. Так же сложно было добиться отмены взимания с малого бизнеса горэлектросетью "недоборов-переборов". Или увеличение коэффициентов по ЕНВД в Барнауле: тяжелые переговоры велись на протяжении полугода, сначала предлагали увеличить до 70%, в итоге приняли для социальных магазинов 5%, а для остальных 15%. Вот и думайте, нужны советы или нет".
Консультативная роль
В соответствии с типовым положением об общественном совете в его состав должны входить от 9 и до 21 человека, при этом не менее двух третей должны составлять независимые от органа исполнительной власти эксперты и представители "профильных" общественных организаций. В состав советов включены также чиновники краевого и муниципального уровней, предприниматели, депутаты АКЗС, ученые и др. Срок полномочий совета — три года со дня издания приказа об утверждении его состава. Основные функции советов — проведение общественных экспертиз проектов нормативно-правовых актов; рассмотрение вопросов, связанных с разработкой стандартов предоставления госуслуг и контроль над их исполнением; сбор и анализ объективной информации в сфере деятельности органа исполнительной власти; рассмотрение гражданских инициатив; подготовка предложений по совершенствованию регионального законодательства и т. д. Роль советов — консультативная: их решения носят рекомендательный характер для органов исполнительной власти и должны учитываться при доработке документов.
Это бесполезное явление
Георгий Сатаров,
президент фонда "Индем":
Сам принцип формирования всех этих структур, начиная от Общественных палат и заканчивая советами, абсолютно негодный. Нелепо, например, когда состав общественных органов, которые должны контролировать силовиков, формируют сами силовики, и это предусмотрено законом. Когда общественные советы формирует сама власть, это абсолютно бесполезное явление. Власть называет их "конструктивными" и зовет туда тех, кто готов плясать под ее дудку. Надо, чтобы само общество определяло тех, кого оно уполномочивает разговаривать с властью.
Те крохотные горстки людей, которые осмеливаются говорить то, что они думают, бессильны, если само общество в целом не готово системно давить на власть и являться опорой для этих людей. Если общество спит, их усилия бесполезны.
Самое важное - в нашем Telegram-канале