Тарифы будут расти
6 июня на совещании "О ходе реформирования электроэнергетики", проходившем в Москве, Анатолий Чубайс заявил, что рост энерготарифов в ближайшие два года практически неизбежен. "Динамика роста цен будет предопределяться ростом стоимости сырья и потребленной продукции. Но собственно реформирование и переход на рыночное ценообразование в электроэнергетике фактором роста цен не являются", - отметил глава РАО "ЕЭС России". Говоря о ближайших перспективах, Чубайс имел в виду прогнозируемый рост цен на газ, который в топливном балансе страны составляет около 70%. Повышение его рыночной стоимости моментально отразится на энерготарифах. По данным РАО "ЕЭС России", сегодня промышленные предприятия платят в среднем по стране 66,7 копеек за кВт/час, мелкие - 76 копеек за кВт/час, городское население - 36 копеек за кВт/час, сельское - 31 копейку за кВт/час. Только благодаря перекрестному субсидированию энерготарифы для населения пока резко не повышаются. Но долго так продолжаться не может. Если федеральный Закон "Об электроэнергетике" все-таки будет принят, правила игры на энергетическом рынке несколько изменятся.
Отметим любопытное совпадение, которое вряд ли можно отнести к случайностям. Чубайс говорит о повышении энерготарифов в ближайшие два года. Подготовленный же его командой (совместно с Министерством экономического развития и торговли РФ, а также зарубежными консалтинговыми компаниями) проект реорганизации отрасли, условно подразделяется на два двухгодичных этапа, что четко прописано в пояснительных записках к документу. Первый этап начнется 1 июля 2002 года, второй - ровно через два года. Что же предусматривает этот законопроект?
Новые структуры
Проект федерального Закона "Об электроэнергетике" входит в пакет из шести первоочередных правительственных законодательных инициатив, обеспечивающих реализацию плана реформирования отрасли. Российская электроэнергетика действительно остро нуждается в преобразованиях, которые необходимы для улучшения инвестиционного климата. Вот почему РАО "ЕЭС России" с завидным упорством настаивает на скорейшем принятии законопроекта. Судя по прогнозам, он будет принят в кратчайшие сроки и начнет действовать с 1 сентября.
С концептуальной точки зрения, этот документ не так уж и плох. Он подразумевает постепенное уменьшение роли государства в монопольном управлении отраслью при одновременном создании конкуренции на этапе сбыта электроэнергии. Законопроект формирует юридическую базу, регламентирующую все правоотношения в сфере электроэнергетического комплекса. Одновременно он затрагивает вопросы ценообразования, лицензирования отдельных видов деятельности на энергетическом рынке, ответственность и права энергоснабжающих организаций и т.д.
Отдельно следует выделить некоторые новшества, которые должны появиться в ближайшие два года. Законопроект вводит понятие "Единой национальной электрической сети" (ЕНЭС), в рамках которой станут действовать все отраслевые предприятия. Образно говоря, в ЕНЭС пройдет переучет всех компаний и объектов электросетевого хозяйства страны. Причем права использования и распоряжения этими объектами, вполне вероятно, будут пересмотрены для более эффективного функционирования отрасли. Управлением ЕНЭС, согласно законопроекту, займется специальная организация - открытое акционерное общество, где 51% акций будет принадлежать государству.
Четвертая глава законопроекта предполагает построение системы оперативно-диспетчерского управления. Наверху этой системы будет стоять так называемый "системный оператор". Это также открытое акционерное общество, контрольный пакет акций которого будет в руках государства. Все диспетчерские компании по закону будут обязаны подчиняться командам системного оператора.
Система ограничения государственного регулирования отрасли начнет действовать на этапе сбыта электроэнергии через оптовые и розничные рынки. Именно здесь в цене будут предпринимательская инициатива и конкуренция. Процессом организации торговли поручено заниматься так называемому "администратору торговой сети". Эта некоммерческая организация должна быть образована всеми субъектами оптового рынка электроэнергии. Законопроект предусматривает порядок допуска компаний на оптовый и розничный рынки, введение системы договоров купли-продажи, правовую ответственность сторон.
В качестве основы надежного обеспечения электроэнергией потребителей предусмотрено действие на розничных рынках специализированных энергосбытовых организаций, гарантирующих поставку электроэнергии на основе договора с потребителем. Но при этом в законе есть оговорка, что сбытовые надбавки будут подлежать государственному регулированию.
Что делать с коммунальной энергетикой?
Законопроект Анатолия Чубайса и министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа сразу вызвал многочисленную критику. К примеру, ряд известных российских политиков и ученых-академиков Российской академии наук обратился с письмом к премьер-министру страны Михаилу Касьянову и генеральному прокурору Владимиру Устинову, где они указали на недопустимость принятия нового закона. Авторы послания подчеркнули, что предлагаемый порядок производства, передачи и распределения электроэнергии приведет к невероятно быстрому росту энерготарифов, поскольку государство потеряет контроль над отраслью. По их мнению, законопроект вообще противоречит нынешнему законодательству!
Протестуют против принятия закона и предприятия коммунальной энергетики. В конце мая в Новосибирске прошло заседание руководителей сибирских компаний этой сферы. По словам генерального директора Барнаульской горэлектросети Валерия Ларионова, "реформа по Чубайсу вызвала серьезное беспокойство среди участников совещания". Дело в том, что предприятиям коммунальной энергетики в законопроекте места не нашлось. Это, вероятно, означает, что в концепцию реформ "коммунальные энергетики" не вписываются. Нет ни слова в обсуждаемом законопроекте и о тепловых электростанциях, которые дают тепло многим российским городам. При этом вряд ли авторы реформ всерьез учитывают, что контрольные пакеты акций таких предприятий принадлежат, как правило, городским или краевым властям. А значит, не исключен возможный конфликт между Москвой и регионами.
Есть и еще один критический момент, к которому стоит прислушаться. Если законопроект будет принят в изначальном виде, то предполагаемое создание новых предприятий в энергетической отрасли приведет, по мнению ряда наблюдателей, к росту чиновничьего аппарата. Установив жесткий контроль над рынком, служащие новых энергетических структур начнут действовать в своих интересах. А платить за работу им будут потребители электричества. Причем по тарифам, значительно превышающим нынешние.
Максим УГЛОВОЙ
Справка:
Во многих странах мира энергосистемы выстроены по вертикальному принципу. К примеру, во Франции на 100% государственная компания EDF, имеющая в собственности все - от генерации до сбыта, обеспечивает электроэнергией всю страну, а также значительную часть территории Англии и Уэльса. Аналогичное монопольное положение занимает шотландская компания SCOTTISH POWER. В Норвегии в начале 90-х годов XX века был создан один из наиболее динамично развивающихся рынков электроэнергии. Страна обладала значительным запасом электроэнергии и избытком производственных мощностей. С введением либерализации рынка ряд электростанций, не выдержавших конкуренцию, закрылись. Строительство новых было либо приостановлено, либо совсем отменено. В результате, к началу нашего века Норвегия стала чистым импортером электроэнергии.
Процесс дерегулирования отрасли отрицательно повлиял и на энергосистему США. Резерв мощности сократился с 35 до 15,5%. В штате Калифорния была реализована программа реформирования, очень похожая на нынешнюю российскую. В начале реформ рост цен на электроэнергию достиг четырехкратного уровня. Новые производители электроэнергии, как и инвесторы, на рынок не пришли. В результате произошел лавинообразный вывод энергомощностей и закрытие неконкурентоспособных станций.
В настоящее время государственное регулирование тарифов на электроэнергию действует в странах с высоким развитием экономики - США, Японии, Китае, Франции и Германии.
Самое важное - в нашем Telegram-канале