Оксана Дмитриева,
первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету:
Пока великие мировые умы спорят по поводу преимуществ "рыночной модели" либо "социальной модели", в России построена совершенно иная экономика. Третья модель, как я ее называю, – это "экономика афер", которая состоит из многочисленных "пылесосов" и финансовых кругооборотов, в результате которых средства выкачиваются из страны либо обращаются в пределах этих кругооборотов и уходят на неэкономические, несоциальные цели.
С 2000 по 2008 год мы столкнулись в нашей стране со сверхблагоприятной экономической конъюнктурой, рост цен был более чем в 10 раз, и профицитный бюджет мы имеем с 2000 года (за исключением 2009 и 2010 годов).
Каковы основные характеристики профицитного бюджета? Профицитный бюджет умудряется объединять все недостатки либеральной и социальной моделей. У либеральной модели относительно низкие социальные расходы и государственные инвестиционные расходы. Это мы имеем по отношению к нашим финансовым возможностям. А также у нас есть все недостатки социальной модели, поскольку у нас относительно высокие налоги.
Негативные следствия хронического профицита — это искусственный тормоз экономического роста, деградация социальной и производственной инфраструктуры и деградация отраслевой структуры.
Следствия и цели профицитного бюджета — это сокращение госдолга. Действительно, за восемь лет он сократился на
$ 60 млрд. А также подавление монетарной инфляции. Однако те результаты, которые названы как позитивные, были нейтрализованы в пределах этих же восьми лет. Внешний государственный долг на $ 60 млрд. сократился, а внешний частный долг на $ 350 млрд. увеличился. Инфляция, с которой боролись как с монетарной, на самом деле оказалась инфляцией сдержек. Поэтому борьба с монетарной инфляцией ничего не дала и дать не могла.С 2011 года началась политика, вообще не имеющая, наверное, практики в мировой истории, – построение профицитно-дефицитного бюджета. На фоне профицита, избытка средств и пополнения резервного фонда одновременно осуществляются заимствования. И вот мы видим за два года рост госдолга на 2 трлн. рублей и одновременно рост резервного фонда тоже на 2 трлн. рублей.
Теперь о том, какие круговороты и аферы возникают.
Большой кругооборот денежных средств. "Пылесос" в виде налогов, которые поступают в бюджет. Бюджет за счет профицита отправляет средства в резервный фонд. Они вкладываются в мировую экономику под 0,74% годовых. Одновременно с финансового рынка в бюджет поступают займы под 7–8% годовых.
Пенсионный "пылесос" в виде соцвзносов. Деньги поступают в Пенсионный фонд. Пенсионный фонд в виде накопительной части социальных взносов отправляет их во "Внешэкономбанк". "Внешэкономбанк" отдает федеральному бюджету в виде займов по ОФЗ под 7–8%. А федеральный бюджет покрывает дефицит Пенсионного фонда, который вызван в том числе и этим оттоком.
Приватизационный кругооборот. Осуществляется приватизация стратегических предприятий инфраструктуры – средства поступают в бюджет. Одновременно бюджет в больших объемах осуществляет взносы в уставный капитал открытых акционерных обществ. Больше половины инвестиционных средств из федерального бюджета – это средства-взносы в уставный капитал акционерных обществ, в том числе и недавно акционированных.
Налоговый кругооборот. Сырьевые компании (поскольку они составляют 90% экспорта) имеют возмещение по экспортному НДС, при этом имеют дополнительное изъятие в виде экспортных пошлин и НДПИ. Поэтому у нас редкий случай, что мы можем одновременно двигаться по направлению и социальной, и рыночной модели.
Нам нужно только убрать "пылесосы", спрямить все эти бессмысленные кругообороты средств. Это нам позволит одновременно снизить налоги, сократить заимствования, увеличить бюджетные расходы и инвестиции в социальную сферу.
Самое важное - в нашем Telegram-канале