Единственный в России
Сегодня «Ротор» — серийный изготовитель приборов и изделий не только для ВМФ страны. Это — крупный приборостроительный завод России, который входит в состав Корпорации морского приборостроения.
Завод выпускает изделия и приборы, входящие в состав навигационных и гидроакустических комплексов, корабельной связи, детали перископов и другие изделия для ВМФ.
В номенклатуру продукции для ОПК также входят комплектующие для тактического ракетного вооружения, детали и узлы для авиации.
«Ротор» — единственный в России изготовитель конусов-датчиков для системы дозаправки самолетов в воздухе. А в 2023 году предприятием освоены изделия для систем отделения космических аппаратов.
На заводе производят и продукцию гражданского назначения — детали для гражданских самолетов и товары народного потребления.
В этом году завод отметил еще одну значимую дату — 15-летие в составе концерна ЦНИИ «Электроприбор».
Максим Коновалов,
генеральный директор завода «Ротор»:
Для нашего предприятия вхождение в состав «Электроприбора» стало судьбоносным событием. Это было в 2009 году. Тогда доля изделий концерна в объеме спецтехники составляла 0,3%. Сегодня — более 50%.
Благодаря этому партнерству у нас есть возможность развивать кадровый, технический и производственный потенциал.
Коллектив по-прежнему готов выполнять задачи, которые ставятся перед нами. Мы готовы реализовывать новые разработки «Электроприбора» в серийные изделия для военно-морского флота страны и гражданских судов.
Как создавалось будущее
Что такое 65 лет в масштабах крупного, многозадачного, стратегически важного предприятия? Это тысячи переплетенных судеб и событий, изготовленных деталей и приборов, решений и цифр.
Разные времена пришлось пережить заводу: становление, выход на производственные мощности, период стабильности, конверсию, годы выживания, потом — возрождение и развитие в новых реалиях. И в каждый из этих периодов на заводе четко и самоотверженно работали настоящие профессионалы. Люди, которые верили в «Ротор» и его миссию, верили в будущее завода и создавали это будущее своими руками.
Заводчане оставались верны предприятию в любые, даже самые трудные, годы. Сначала было становление завода — интенсивные темпы строительства, возведение производственных корпусов предприятия, создание социальной инфраструктуры поселка Южного. Затем — выход предприятия на запланированные производственные мощности. Потом, к сожалению, завод не избежал своей исторической участи на фоне событий, происходящих в стране. Это перестройка, смена экономической формации, снижение объемов работ, обнуление гособоронзаказа. Выживание завода.
Полный набор
После провальных девяностых немногие верили в то, что «Ротору» удастся избежать участи десятков и сотен заводов страны: нет госзаказа — нет ни настоящего, ни будущего. Но предприятие никогда не останавливалось, продолжая искать выход из кризиса.
Оптимизма прибавилось в декабре 2001 года, когда генеральным директором завода стал Владимир Коновалов. Тогда у предприятия был очень сложный период. Перед руководством «Ротора» стоял ряд острых организационно-технических и финансовых проблем.
Кредиторская задолженность многократно превышала экономически обоснованные размеры. Большинству производственных корпусов требовался срочный капремонт, заработная плата выплачивалась нерегулярно...
Владимиру Коновалову предстояло вывести завод из кризиса. Это было очень сложно сделать. Тем не менее уже в течение 2002–2005 годов был выполнен комплекс мероприятий по организации и управлению производством, активизации коммерческой деятельности. Тогда стало ясно, что завод не только выживет, но и вернет себе былую славу и позиции на рынке. Так и случилось.
Сегодня «Ротор» располагает полным набором технологий, необходимых для производства, модернизации, сервиса и утилизации большой номенклатуры продукции специального и гражданского назначения.
Завод трансформирует накопленный опыт в освоение новых технологий и изделий, укрепляет кадровый потенциал и в полной готовности к любым задачам уверенно смотрит вперед.
Но не забывает и о своей богатой истории. Сейчас на предприятии реализуется новый интересный проект — здесь создают музей завода «Ротор». Очень много материалов будет посвящено главной ценности предприятия — людям. Роторовцам, профессионалам, благодаря которым завод выжил в трудные времена и развивается сегодня.
С днем рождения, «Ротор»!
Цифры и факты
Отдельные АПЛ, родственные первой атомной подводной лодке К-3, после модернизации были оснащены навигационным комплексом «Сигма» производства завода «Ротор».
Максимальная глубина погружения, где используются детали, изготовленные на «Роторе», — 600 метров. Максимальная высота — 40 тыс. километров.
Корпус, используемый в акселерометре, изготовленный на заводе, выставлен в палате мер и весов как самое точное изделие для измерения угловых перемещений.
Платформа, предназначенная для испытаний морских навигационных приборов, имеет вес 1300 кг. Это самая тяжелая сборочная единица завода.
Самая точная деталь, изготовленная на предприятии, имеет требование по допуску плоскостности 0,0003.
На заводе в бюро технической документации, нормалей и стандартов хранятся чертежи 1957 года, которые все еще применяются в работе. Также имеется техническая документация на фотопленке и микрофише, которую можно посмотреть на специальном аппарате.
Ежегодно на заводе производится разработка более: 600 технологических процессов, 700 позиций оснастки, 2500 управляющих программ.
Самая длинная управляющая программа для станков с числовым программным управлением на заводе по количеству символов — 541 248 строк.
Количество мясорубок, произведенных заводом «Ротор», — более 3,4 млн штук.
Самая большая династия завода — семья Пахомовых–Богович–Московских. Их общий трудовой стаж — 150 лет.
Самый возрастной сотрудник, работающий по настоящее время на заводе, — Владимир Константинович Стрельников, ему 84 года. На «Роторе» он трудится уже 59 лет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале