Экономика
Erid: F7NfYUJCUneTTTHxicgU

Завод в режиме нон-стоп. Барнаульский завод мехпрессов сохраняет стабильность вопреки кризису

В условиях, когда одни отрасли промышленности демонстрируют рост, а другие переживают спад, особенно ценен опыт предприятий, которые находят возможности для развития даже в сложной экономической ситуации. Руководитель группы промышленных предприятий «Барнаульский завод мехпрессов» Сергей Ферапонтов в интервью altapress.ru рассказал о результатах работы за девять месяцев 2025 года, ключевых направлениях деятельности предприятия и о том, как оно справляется с логистическими вызовами.

Барнаульский завод мехпрессов.
Барнаульский завод мехпрессов.
Дмитрий Лямзин.

Стратегия без сокращений

— Сергей Геральдович, на календаре осень, традиционное время подведения предварительных итогов. Как бы вы охарактеризовали общее состояние дел на предприятии сегодня?

— Год еще не закончен, четвертый квартал у нас традиционно самый активный, так что окончательные выводы делать рано. Но предварительные итоги есть.

Если говорить о нашей многопрофильной промышленной группе, то по кузнечно-прессовым машинам (КПМ) у нас пока идет рост. В прошлом году мы сделали много специальных небольших прессов, а в этом — нарастили выпуск тяжелых машин, они уже у покупателей. За девять месяцев рост по этому направлению — примерно в 1,3 раза к прошлому году.

Сергей Ферапонтов.
Фото: Дмитрий Лямзин.

— В начале года предприятие объявило, что портфель заказов на кузнечно-прессовое оборудование на 2025 год сформирован полностью. Удалось ли выполнить план?

— План выполняется. Наша продукция имеет длительный цикл производства: некоторые прессы делаются от шести–девяти месяцев до полутора лет. Сейчас мы уже активно работаем с заказчиками, формируя план на 2026 год.

— Что можете рассказать о новых направлениях, например про завод тяжелых колесных дисков?

— Здесь тенденция такая же, как и в целом по стране: мы наблюдаем падение объемов. В России идет спад производства тракторов, комбайнов, и у нас, соответственно, падение примерно на 50% к уровню прошлого года.

Тем не менее мы не стоим на месте, расширяем номенклатуру — освоили уже восемь типоразмеров дисков, от 24 до 42 дюймов.

Это хороший задел на будущее. И когда сельхозмашиностроение начнет подниматься, а это неизбежно произойдет, у нас уже будет что предложить рынку. И не только сельхозмашиностроению, но и строительной, дорожной отраслям.

— И каковы общие цифры по всем направлениям?

— В целом у нас рост примерно в полтора раза. Это подтверждает, что стратегия, выбранная 25 лет назад, — диверсифицировать производство — правильная. Она позволяет заводу работать в тяжелых условиях, не сокращая коллектив, а где-то даже поднимать зарплаты и набирать новых людей.

Инвестиции в качество

— Инвестпроект по заводу колесных дисков завершен и успешно работает. В какие направления и технологии вы планируете вкладываться в ближайшие год-два?

— Любые проблемы в экономике можно рассматривать по-разному: идти по пути сокращений или же активно работать, искать новые ниши. Мы на своем веку не один кризис пережили и сейчас тоже активно работаем: составляем бизнес-­планы, просчитываем, ищем источники финансирования для закупки нового оборудования. Какие именно это будут направления — пока не буду озвучивать: просчитываем возможности и смотрим спрос на рынке.

— Как вы выбираете ниши, куда стоит зайти?

— Это творческий процесс. Есть люди, которые ночью просыпаются и в порыве вдохновения пишут стихи или музыку. А люди бизнеса ночью придумывают новые направления и решения. Потом уже мобилизуем весь коллектив и начинается серьезная аналитическая работа, оценка рынка и составление планов.

— Вы активно обновляли станочный парк в течение 2024 года. Продолжается ли эта работа?

— Безусловно. В этом году мы, например, поставили новую установку плазменной резки с ЧПУ на заготовительном производстве и дробемет для очистки листов металла на производстве колесных дисков. В перспективе — закупка сварочных роботов.

Более того, мы сами, как станкостроители, проектируем и изготавливаем оборудование для себя.

Например, наш отдел главного конструктора завершает проектирование гидроабразивной установки для подготовки поверхности дисков под катафорез. Такие большие машины на рынке мы не нашли даже в Китае, поэтому будем делать их сами. Это еще один шаг к повышению качества нашей продукции.

— С какими основными логистическими вызовами сталкивается сегодня предприя­тие? Как справляетесь?

— Мы давно для себя решили уйти от железнодорожной логистики. Раньше нашу продукцию, прежде всего прессы, грузили в вагоны, но сейчас практически на 98% перешли на автомобильный транспорт.

Это потребовало даже некоторых изменений в конструкции прессов, чтобы они были более транспортабельными. Но это того стоило. Возить автомобилями намного комфортнее для покупателя — машина приезжает практически в конечную точку. И для нас проще управлять грузами. Так мы работаем и по России, и в странах СНГ — Беларуси, Казахстане.

Сергей Ферапонтов.
Фото: Дмитрий Лямзин.

— А как привлекаете на завод молодых специалистов?

— Кадровый вопрос — извечный. Хорошие кадры приходится воспитывать самостоятельно. Особенно в наше время, когда на рынке труда большая нехватка основных сотрудников, связанных с машиностроением, например слесарей и специалистов по обслуживанию оборудования.

Готовим людей сами: берем ребят после армии или училища, обучаем, назначаем им шеф-наставников. Это приносит свои плоды. Участвуем и в различных федеральных программах, например «Открытая промышленность», проводим экскурсии. Все это — нужные вещи, уверен, со временем они принесут нам еще больший результат.

Гармония направлений

— БЗМП — это многопрофильная группа предприятий. Каким вы видите идеальный баланс между всеми направлениями?

— Наша стратегия, с одной стороны, — искать и запускать новое. Этим мы занимаемся уже больше четверти века: и лазер, и центр точной механообработки, и трубы, и диски, и деревообработка.

С другой стороны, мы постоянно развиваем существующие направления. Например, в деревообработке в этом году провели большую работу и на следующий год объем производства должен увеличиться более чем в два раза.

И так мы движемся по каждому направлению. Думаю, что те производства, которые есть сегодня, конкурентоспособны и будут работать.

— И традиционный вопрос: каковы ваши главные цели на оставшийся квартал 2025 года и на следующий, 2026 год?

— Главная задача на четвертый квартал — успешно выполнить все контракты этого года. Второе — правильно войти в зиму, подготовиться, чтобы не было срывов. Третье — полностью сформировать портфель заказов на 2026 год по всем направлениям. И конечно, работать так, чтобы повышать людям зарплату, платить налоги и двигаться вперед.

Подпишитесь на Алтапресс в Телеграме и в Max

  • Реклама
  • ООО «АлтайПресс»
  • ИНН: 2221202496
При подготовке материалов используются сервисы экосистемы для бизнеса Контур

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость