Экономика

Жизнь на балансе. Бюджеты городов и районов Алтайского края в 2014 году остаются крайне напряженными

Хроническая нехватка денег в муниципалитетах, несопоставимость финансового обеспечения и предписанных им полномочий — проблема давняя, а для Алтайского края, первого в стране по числу городов и районов, особенно острая. Свои предложения по поводу того, как улучшить жизнь на местах, 30 января в Москву по поручению президента направила специальная рабочая группа, созданная в крае на базе Совета муниципальных образований региона.

Деньги.
Деньги.
Олег Богданов

Речь в них в основном идет об уточнении законов в части вопросов местного значения и их финансирования. Главы же местных администраций уверены — все в конечном итоге упирается в деньги. В этом году в крае вновь произошло перераспределение полномочий и налоговых доходов между муниципалитетами и регионом. Местные бюджеты остаются напряженными. Впрочем, как сказал Михаил Дайбов, глава администрации Красногорского района, "не безнадежными".

В 2014 году край взял на себя выплату заработной платы воспитателям и педагогам детских садов, при этом оплата труда заведующей и администрации детсада по-прежнему остается в ведении муниципалитетов. Планируется, что за год на эти цели из краевого бюджета будет потрачено около 2 млрд. рублей. Два года назад аналогичным образом на краевой уровень было переведено содержание системы здравоохранения, что обходится региональной казне примерно в 3 млрд. рублей ежегодно. Казалось бы, на местах можно вздохнуть посвободнее. Но нет. Процесс передачи полномочий повлек за собой вроде бы закономерное перераспределение доходов — в качестве компенсации. И вот здесь произошел, по мнению ряда руководителей районов, некоторый диссонанс. Как в сердцах прокомментировал один из них: "Поделили, как в фильме “Свадьба в Малиновке”".

Суть ворчания глав администраций сводится к тому, что расходы на здравоохранение и зарплату воспитателей в прежние годы у них были меньше, чем тот объем средств, который при перераспределении доходов у них забрали в пользу краевого бюджета. Это несопоставимые цифры, утверждают в ряде районов. За последние два года в край "ушли" 50% сборов по упрощенной системе налогообложения, 10% НДФЛ, часть налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ). "Мы тратили на содержание дома престарелых 700 тыс. в год, а у края появилась цифра — 4 миллиона", — говорит глава одного из районов, относящихся при этом к числу крепких в крае. Его коллега приводит свой пример: "Разница за вычетом дотации как минимум в два раза в пользу края. Мы тратили на здравоохранение в 2011 году 20 млн. рублей. В 2012 году у нас оказалось — минус 46 миллионов". Для муниципалитетов, где развивается добывающая промышленность (золото, полиметаллы), ощутимой стала потеря доли НДПИ. Для их бюджетов — это минус несколько миллионов рублей.

Вместе с тем мнения глав администраций ни для чиновников администрации края, ни для депутатов АКЗС не новость. Но у них — свои доводы. "У нас есть муниципалитеты, где вопросы здравоохранения, дошкольного образования не так качественно решались, как в других. У них расходы на эти отрасли были невелики. А сумма перенаправленной в региональный бюджет доли налоговых отчислений оказалась большая. Они теперь нас обвиняют. Ну, так это же вы тратили немного! Мы же выстраиваем единую систему оказания государственных услуг в части как здравоохранения, так и дошкольного образования", — поясняет Александр Романенко, председатель комитета по бюджету, налоговой и кредитной политике АКЗС.

Он же уверен, что о несправедливости не может быть речи: до 2012 года из региональной казны на места направлялось 4 млрд. рублей: 3 млрд. — дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (своего рода подушевое финансирование), 1 млрд. — на сбалансированность. После этого регион "забрал" расходов на 5 млрд., а дотации по-прежнему продолжает выплачивать — на 2014 год они запланированы в объеме порядка 1,4 млрд. рублей. Владимир Притупов, вице-губернатор и начальник краевого комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, добавляет, что по факту городам и районам в 2013 году было перечислено дотаций на сбалансированность бюджетов на 20% больше, чем годом ранее. Причем значительная их часть стала большим подспорьем местным властям в реализации указов президента, в первую очередь — в вопросе повышения зарплат.
С этим главы и не спорят. Но подчеркивают, что исполнение указов главы государства, а также участие в разнообразных госпрограммах на условиях софинансирования — тоже дополнительный груз для местных бюджетов. Как сказал глава одного из районов: "Не участвовать нельзя, а участвовать не на что". "Но нужно понимать, что это не просто бездумное вложение денег, это инвестирование в инфраструктуру, в развитие всей нашей бюджетной сферы", — подчеркивает Александр Романенко.

На местах понимают — строительство новых социальных объектов необходимо. Однако объясняют — и их содержание ложится на муниципальный кошелек. "Сделано все, конечно, грамотно. Разработан порядок распределения дотаций исходя из доходов на душу населения. Но в расчет почему-то не берется количество школ в районах, детских садов, школьных автобусов, расстояние от железной дороги, по которой доставляется уголь", — говорит руководитель предгорного района. С ним солидарны и другие главы администраций. По словам Михаила Дайбова, сельское население, по статистике, уменьшается, а число объектов — нет. "Поэтому и возникает напряжение", — говорит он.

Тем временем никто не освобождает местные власти от исполнения и других полномочий. При этом регулярно возникает путаница в толковании законов по данному вопросу. "Конечно, все вопросы местного значения важны. Но необходимо четко прописать, кто и как их должен исполнять", — говорит Стелла Штань, зампред комитета АКЗС по местному самоуправлению. Некоторые статьи Градостроительного, Земельного кодексов, других документов не коррелируются с законом № 131-ФЗ о местном самоуправлении. "У нас недавно были большие проблемы в Угловском районе: прокуратура поручала собирать ртутьсодержащие лампы поселению. В отраслевом законе такая позиция есть, а в 131-м данные функции иначе сформулированы. А мероприятия по организации гражданской обороны? Недавно у меня был глава поселения из Немецкого района, который оставил мне предписания МЧС по устранению нарушений требований в этой области. 40 пунктов! Он при всем желании не сможет их выполнить", — поясняет Штань.

В районах подтверждают: штрафы — отдельная беда. "Сегодня прокуратура проходит — как ковровая бомбардировка. Запятая не так стоит — все, штраф", — делится впечатлениями Сергей Козликин, глава администрации Петропавловского района. Поэтому, считает Стелла Штань, еще одна актуальная задача — просчитать, сколько стоят полномочия. По ее мнению, сегодня правы главы муниципалитетов, которые говорят: "Нас наказывают, но мы действуем в рамках бюджета, который приняли депутаты. Если мы не исполняем бюджет — это один вопрос, а если я не исполняю полномочия в силу отсутствия возможности — другой". С этим согласен Михаил Дайбов: "Просчитать стоимость полномочий — правильный подход. Если мы этого не сделаем, будет падать авторитет власти на местах. У меня нет инструментов влияния, пока нет финансирования".

Комментарии

Михаил Дайбов,
глава администрации Красногорского района:

Бюджет у нас напряженный. Но мы видим перспективы, они же — резервы. Это работа с неиспользуемыми землями, у нас их непочатый край. Мы в два раза увеличили ставку аренды земли тем сельхозпредприятиям, которые не занимаются животноводством. Так мы хотим экономическими методами подтолкнуть наши хозяйства к уходу от монопроизводства. С развитием животноводства возрастет количество рабочих мест, а следовательно, и отчислений НДФЛ. Не думаю, что земли из-за повышения ставок аренды бросят. Земля у нас в цене. Еще одна возможность — легализация рабочих мест в хозяйствах. Мы, допустим, видим, что у хозяйства пашня 2,5 тыс. га. А статистика показывает, что работают на ней три человека, что физически невозможно. Еще один инструмент пополнения бюджета — помощь бизнесу через инструменты господдержки и гранты. Например, мы поддержали три КФХ, два из них объединили усилия, приобрели 360 голов скота.

Стелла Штань,
заместитель председателя комитета АКЗС по местному самоуправлению:

В законодательстве должны быть более четко прописаны термины. Например, что такое "содействует", "участвует". Потому что, скажем, "содействие развитию здравоохранения" одни понимают как чистку крыльца в ФАПе, а другие — как предоставление квартиры врачу. Эти позиции должны быть четко отработаны. Сейчас это определяет правоприменительная практика. Но это устойчивые формы, а не прописанные.

Цифры

10,2 млрд. рублей составляет общий объем финансирования государственной программы Алтайского края "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" на 2014–2020 годы.

Средства, предусмотренные для реализации краевой госпрограммы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" на 2014–2020 годы

Из краевого бюджета 9,9 млрд. руб.

2014 — 1,637
2015 — 1,417
2016 — 1,417
2017 — 1,363
2018 — 1,363
2019 — 1,363
2020 — 1,363

Из федерального бюджета 308 млн. руб.

2014 — 117,8
2015 — 84,3
2016 — 105,9

Бюджетная обеспеченность городов и районов Алтайского края в рублях, на одного жителя (дотация из краевого бюджета в млн. рублей)

Города

Белокуриха — 13 237
Барнаул — 8397
ЗАТО Сибирский — 8358
Новоалтайск — 5867
Заринск — 5849
Бийск — 5176
Алейск — 4963 (14,2)
Рубцовск — 4963 (194,5)
Яровое — 4963 (25,2)
Славгород — 4963 (52,6)
Камень-на-Оби — 4963 (92,7)

Средняя обеспеченность по городам 5933 руб. на жителя. Всего дотаций городам 379,2 млн. рублей.

Районы

Благовещенский — 8314
Змеиногорский — 7700
Петропавловский — 6617
Павловский — 6003
Зональный — 5870
Советский — 5868
Поспелихинский — 5864
Алтайский — 5854
Курьинский — 5704
Кулундинский — 5662
Ключевской — 5660
Завьяловский  — 5527
Топчихинский — 5427
Михайловский — 5426
Мамонтовский — 5209
Целинный — 5025
Романовский — 5002
Волчихинский — 4951
Ребрихинский — 4775 (4,8)
Локтевский — 4696 (5,1)
Бийский — 4594 (2)
Тальменский — 4587
Хабарский — 4570 (12,2)
Шелаболихинский — 4563 (7,5)
Третьяковский — 4467 (4,4)
Краснощековский — 4431 (8,6)
Первомайский — 4403 (14,6)
Рубцовский — 4403 (32,8)
Тогульский — 4403 (1,1)
Егорьевский — 4403 (3)
Усть-Пристанский — 4403 (10,7)
Шипуновский — 4403 (10)
Немецкий национальный — 4403 (19,1)
Усть-Калманский — 4403 (5,6)
Новичихинский — 4403 (2,3)
Кытмановский — 4403 (12,6)
Табунский — 4403 (15,3)
Баевский — 4403 (6,9)
Родинский — 4403 (6,2)
Панкрушихинский — 4402 (16,1)
Тюменцевский — 4403 (19,9)
Залесовский — 4403 (16,4)
Смоленский — 4403 (18,7)
Троицкий — 4402 (20,2)
Крутихинский — 4403 (14,7)
Суетский — 4403 (9,6)
Калманский — 4403 (15,5)
Косихинский — 4403 (25,7)
Алейский — 4403 (28,6)
Каменский — 4403 (23,7)
Быстроистокский — 4403 (10,5)
Бурлинский — 4403 (19,6)
Угловский — 4403 (31,1)
Ельцовский — 4403 (9,9)
Солтонский — 4403 (15,7)
Чарышский — 4403 (24,5)
Красногорский — 4403 (33,3)
Заринский — 4403 (51,1)
Солонешенский — 4403 (28,9)

Средняя обеспеченность по районам 4355 руб. на жителя. Всего дотаций районам 618,5 млн. рублей.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость