Новости партнеров

Финансовая грамотность
Erid: F7NfYUJCUneP5VekUhRT

Организация финансовых отчётов для продавцов на маркетплейсе: основные требования и рекомендации

Учёт товаров и ведение отчётов — важная часть торговли на маркетплейсах. Такие процедуры при продажах онлайн имеют свои особенности и тонкости. Стоит разобраться, как ИП вести налоговую и бухгалтерскую отчётность на маркетплейсах и как происходит уплата налогов.

Женщина работает с документами
Женщина работает с документами
Фото: freepik, автор drobotdean.

Отличия и особенности продаж на маркетплейсах

Продавец заключает с площадкой агентский договор — так работают все крупные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет). То есть любые юридически значимые действия выполняются площадкой от имени продавца.

Агент выполняет следующие действия:

  • продажа продукции продавца;
  • хранение позиций на складе;
  • реклама товара в рамках платформы;
  • доставка продукции покупателю;
  • приём оплаты;
  • оформление возврата товаров.

Продавец оплачивает площадке комиссию за каждую транзакцию. В целом бухгалтерия для маркетплейсов принципиально не отличается от стандартной, однако для каждой площадки есть свои нюансы. Например, на Ozon (Озон) сделки совершаются от имени маркетплейса, а на Wildberries (Вайлдберрис)— от имени продавца.

Грамотное ведение финансовой отчётности позволяет продавцам на маркетплейсах контролировать доходы и расходы, отслеживать запасы, планировать бюджет, а также своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Грамотное финансовое управление способствует повышению прозрачности бизнеса и снижению рисков налоговых проверок.

Какие налоговые режимы нельзя использовать на маркетплейсах

При работе на маркетплейсе ИП также обязаны платить налоги. Для этого продавцу потребуется выбрать подходящий налоговый режим. Для онлайн-торговли подойдут не все — под запретом следующие варианты:

  • АУСН. Недавно введённая автоматизированная упрощённая система является экспериментально формой, которая доступна для юридических лиц и ИП только в определённых регионах (например, в Москве). На АУСН нельзя работать по агентскому договору, поэтому для онлайн-торговли такой вариант не подходит.
  • ПСН. Патентная система доступна только для ИП. Однако применять такой режим можно для услуг и розничных продаж офлайн.

Налоговая отчётность в зависимости от режима

Правильная налоговая отчётность является неотъемлемой частью ведения бизнеса для продавцов на маркетплейсах. В зависимости от используемого налогового режима различаются требования к отчётности и обязательствам продавца:

  • Общая система. ОСНО считается сложной системой, однако часто применяется крупными компаниями. Основные налоги, которые необходимо уплачивать при ОСНО: на прибыль (20%), на добавленную стоимость (НДС), на имущество.
  • Упрощённая система. УСН является популярной среди малого и среднего бизнеса благодаря простой отчётности и сниженной налоговой нагрузке. Существует два вида УСН — «Доходы» и «Доходы минус расходы». Налог на доходы с маркетплейса по УСН — единый, работать по такой схеме могут как индивидуальные предприниматели, так и предприятия.
  • Налог на профессиональный доход. НПД, или налог для самозанятых используется для физлиц и индивидуальных предпринимателей, которые не имеют наёмных работников и получают доходы от самостоятельной деятельности.

Оплата налогов на маркетплейсе производится с учётом полученных доходов. Доход продавца — это вся сумма, которую он получает за товар, включая комиссию торговой площадки.

Отчётность по работникам

Важной составляющей налоговых и бухгалтерских обязанностей для продавцов на маркетплейсах считается ведение отчётности по работникам (при их наличии). Независимо от выбранного налогового режима, предприниматели обязаны соблюдать трудовое законодательство и своевременно представлять необходимые отчёты.

Отчётность при продажах с маркетплейсов ничем не отличается от информации, которую предоставляют другие работодатели. Важным становится правильное оформление трудовых отношений, организация и ведение кадровой документации, уплата НДФЛ. Также потребуется уплачивать за сотрудников обязательные взносы (например, пенсионное страхование). Отчитываются ИП и юрлица перед СФР и ФНС — именно в эти органы потребуется сдавать отчётные документы.

Подача ЕНП-уведомлений

С 2023 года введена новая обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей — подавать уведомления с обозначением размера налогов, которые необходимо заплатить. Этот документ, хотя и не считается отчётом в традиционном смысле, важен для налоговых выплат. На основании такого сообщения налоговая списывает полагающиеся выплаты с единого налогового счёта (ЕНС) компании или предпринимателя.

Предприятия и ИП обязуются составлять отчёт о продажах с маркетплейса и подавать данные с обозначением сумм налогов и взносов, которые требуется уплатить. Налоговый орган списывает указанные суммы с ЕНС на основе полученных уведомлений. Если уведомление не отправлено, налоговая инспекция не может вовремя списать налоги, что приведёт к начислению пеней.

Бухгалтерская отчётность

Ведение бухгалтерской (финансовой) отчётности для маркетплейсов является обязательным требованием для всех российских организаций, за исключением индивидуальных предпринимателей. Ежегодно компании должны составлять и подавать фин. отчётность, включающую несколько документов. Это:

  • Бухгалтерский баланс. Отражает финансовое состояние компании на конец отчётного периода, показывает активы, обязательства и капитал.
  • Отчёт о финансовых показателях. Показывает доходы, расходы и чистую прибыль (или убыток) за отчётный период.
  • Приложения к бухгалтерскому балансу и финансовому отчёту. Часто включают пояснительную записку, отчёт о движении капитала, сведения о движении денежных средств и другие необходимые документы.

Вся финансовая отчётность предоставляется в электронном формате через государственный ресурс — ГИР БО. Организации, приравненные к малым предприятиям, имеют возможность подавать упрощённые формы бухгалтерской отчётности.

Для того чтобы предприятие могло воспользоваться упрощёнными формами, оно должно соответствовать определённым критериям, установленным законодательством:

Среднегодовая численность сотрудников не должна превышать 100 человек.

Годовой доход не должен превышать установленный лимит (на 2024 год это 800 млн рублей).

Своевременная подача фин. отчёта по продажам с маркетплейса гарантирует отсутствие проблем с госорганами и законное ведение бизнеса. Работа с торговыми площадками имеет сложности, однако в целом мало чем отличается от розничных продаж.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

  • Реклама
  • ООО «Сбер Решения»

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Рассказать новость