Отличия и особенности продаж на маркетплейсах
Продавец заключает с площадкой агентский договор — так работают все крупные маркетплейсы (Wildberries, Ozon, Яндекс Маркет). То есть любые юридически значимые действия выполняются площадкой от имени продавца.
Агент выполняет следующие действия:
- продажа продукции продавца;
- хранение позиций на складе;
- реклама товара в рамках платформы;
- доставка продукции покупателю;
- приём оплаты;
- оформление возврата товаров.
Продавец оплачивает площадке комиссию за каждую транзакцию. В целом бухгалтерия для маркетплейсов принципиально не отличается от стандартной, однако для каждой площадки есть свои нюансы. Например, на Ozon (Озон) сделки совершаются от имени маркетплейса, а на Wildberries (Вайлдберрис)— от имени продавца.
Грамотное ведение финансовой отчётности позволяет продавцам на маркетплейсах контролировать доходы и расходы, отслеживать запасы, планировать бюджет, а также своевременно реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Грамотное финансовое управление способствует повышению прозрачности бизнеса и снижению рисков налоговых проверок.
Какие налоговые режимы нельзя использовать на маркетплейсах
При работе на маркетплейсе ИП также обязаны платить налоги. Для этого продавцу потребуется выбрать подходящий налоговый режим. Для онлайн-торговли подойдут не все — под запретом следующие варианты:
- АУСН. Недавно введённая автоматизированная упрощённая система является экспериментально формой, которая доступна для юридических лиц и ИП только в определённых регионах (например, в Москве). На АУСН нельзя работать по агентскому договору, поэтому для онлайн-торговли такой вариант не подходит.
- ПСН. Патентная система доступна только для ИП. Однако применять такой режим можно для услуг и розничных продаж офлайн.
Налоговая отчётность в зависимости от режима
Правильная налоговая отчётность является неотъемлемой частью ведения бизнеса для продавцов на маркетплейсах. В зависимости от используемого налогового режима различаются требования к отчётности и обязательствам продавца:
- Общая система. ОСНО считается сложной системой, однако часто применяется крупными компаниями. Основные налоги, которые необходимо уплачивать при ОСНО: на прибыль (20%), на добавленную стоимость (НДС), на имущество.
- Упрощённая система. УСН является популярной среди малого и среднего бизнеса благодаря простой отчётности и сниженной налоговой нагрузке. Существует два вида УСН — «Доходы» и «Доходы минус расходы». Налог на доходы с маркетплейса по УСН — единый, работать по такой схеме могут как индивидуальные предприниматели, так и предприятия.
- Налог на профессиональный доход. НПД, или налог для самозанятых используется для физлиц и индивидуальных предпринимателей, которые не имеют наёмных работников и получают доходы от самостоятельной деятельности.
Оплата налогов на маркетплейсе производится с учётом полученных доходов. Доход продавца — это вся сумма, которую он получает за товар, включая комиссию торговой площадки.
Отчётность по работникам
Важной составляющей налоговых и бухгалтерских обязанностей для продавцов на маркетплейсах считается ведение отчётности по работникам (при их наличии). Независимо от выбранного налогового режима, предприниматели обязаны соблюдать трудовое законодательство и своевременно представлять необходимые отчёты.
Отчётность при продажах с маркетплейсов ничем не отличается от информации, которую предоставляют другие работодатели. Важным становится правильное оформление трудовых отношений, организация и ведение кадровой документации, уплата НДФЛ. Также потребуется уплачивать за сотрудников обязательные взносы (например, пенсионное страхование). Отчитываются ИП и юрлица перед СФР и ФНС — именно в эти органы потребуется сдавать отчётные документы.
Подача ЕНП-уведомлений
С 2023 года введена новая обязанность для организаций и индивидуальных предпринимателей — подавать уведомления с обозначением размера налогов, которые необходимо заплатить. Этот документ, хотя и не считается отчётом в традиционном смысле, важен для налоговых выплат. На основании такого сообщения налоговая списывает полагающиеся выплаты с единого налогового счёта (ЕНС) компании или предпринимателя.
Предприятия и ИП обязуются составлять отчёт о продажах с маркетплейса и подавать данные с обозначением сумм налогов и взносов, которые требуется уплатить. Налоговый орган списывает указанные суммы с ЕНС на основе полученных уведомлений. Если уведомление не отправлено, налоговая инспекция не может вовремя списать налоги, что приведёт к начислению пеней.
Бухгалтерская отчётность
Ведение бухгалтерской (финансовой) отчётности для маркетплейсов является обязательным требованием для всех российских организаций, за исключением индивидуальных предпринимателей. Ежегодно компании должны составлять и подавать фин. отчётность, включающую несколько документов. Это:
- Бухгалтерский баланс. Отражает финансовое состояние компании на конец отчётного периода, показывает активы, обязательства и капитал.
- Отчёт о финансовых показателях. Показывает доходы, расходы и чистую прибыль (или убыток) за отчётный период.
- Приложения к бухгалтерскому балансу и финансовому отчёту. Часто включают пояснительную записку, отчёт о движении капитала, сведения о движении денежных средств и другие необходимые документы.
Вся финансовая отчётность предоставляется в электронном формате через государственный ресурс — ГИР БО. Организации, приравненные к малым предприятиям, имеют возможность подавать упрощённые формы бухгалтерской отчётности.
Для того чтобы предприятие могло воспользоваться упрощёнными формами, оно должно соответствовать определённым критериям, установленным законодательством:
Среднегодовая численность сотрудников не должна превышать 100 человек.
Годовой доход не должен превышать установленный лимит (на 2024 год это 800 млн рублей).
Своевременная подача фин. отчёта по продажам с маркетплейса гарантирует отсутствие проблем с госорганами и законное ведение бизнеса. Работа с торговыми площадками имеет сложности, однако в целом мало чем отличается от розничных продаж.
Самое важное - в нашем Telegram-канале