1. "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" (1966)
Леонида Гайдая зрители любили не только за режиссёрское мастерство, но и за умение в обход цензуры показать на экране сочную, не выхолощенную соцреализмом картинку. В его фильмах напиваются до свинского состояния не только отрицательные персонажи, но и вполне себе интеллигентные студенты вроде Шурика из "Кавказской пленницы". И зрителю, даже если он язвенник или трезвенник, нечем крыть: как же, в самом деле, не пить, если ты попал на Кавказ, где без тоста не делается ни одно дело?
Правда, поскольку жил Гайдай всё-таки в СССР, следующий рассвет похмельный герой канонично и вполне соцреалистично встречал в милицейском участке, где слушал про свои ночные похождения и испуганно интересовался, не он ли разрушил часовню, о которой идёт речь в протоколе. В 1966-м Гайдай ещё не был "живым киноклассиком", поэтому фильм несколько месяцев пролежал на полке только после того, как Брежнев по случаю посмотрел "Кавказскую пленницу" у себя на даче и похвалил её, лента была допущена до зрителя. Правда, из песни про многоженство пришлось выпилить самый "алкогольный" куплет ("Если все три жены мне нальют по сто, итого триста грамм это кое-что..."), но на фоне всех прочих творившихся в кадре вакханалий эту потерю мало кто заметил.
2. "Бриллиантовая рука" (1969)
Старший экономист Семён Семёныч Горбунков допился до того, что от него ушла жена. Как говорится, с кем не бывает? Особенно если ты доверчивый лопух с лицом Юрия Никулина и тебя активно спаивает целая толпа жуликов-контрабандистов...
Сегодня "Бриллиантовая рука" входит в золотую обойму советской классики, но в 1960-е годы советская цензура приняла смелый гайдаевский сюжет в штыки, потребовала укоротить эпическую пьянку с дебошем в ресторане "Плакучая ива" и усилить роль милиции, которой в кадре что-то маловато. Результат мы знаем: проснувшись с дикого похмелья после бурной ночи в обществе роковой клофелиновой красотки, Горбунков вместо жены встречает у себя на кухне... милиционера. А ведь всё так хорошо и буржуазно начиналось: шампанское, женщины, стриптиз...
3. "Ирония судьбы, или с лёгким паром!" (1975)
Можно любить "Иронию судьбы" или проклинать, но спорить с тем, что это один из главных народных фильмов на постсоветском пространстве, невозможно: вот уже много лет разорванная на цитаты рязановская лента является таким же обязательным атрибутом 31 декабря, как майонез, ёлка и поздравление президента. Женю Лукашина, напившегося с друзьями в московской бане, а потом проснувшегося в Ленинграде на непонятно чьём диване, могут понять многие: в Новый год и не такое бывает, у каждого любителя застолий подобных историй в запасе целая пачка.
Герой Андрея Мягкова, умудрившийся с похмелья развалить свою прошлую личную жизнь и построить новую, неизменно вызывает у аудитории скрытое уважение: красавчик, какую женщину себе отхватил! Целую Барбару Брыльску увёл из-под венца. Да здравствуют сумасброды и раздолбаи! И какая гадость эта ваша заливная рыба!
4. "Особенности национальной рыбалки" (1998)
Пьяному за руль садиться опасно, а управлять баркасом так тем более. Компанию "рыболовов" из комедии Александра Рогожкина "Особенности национальной рыбалки" в пьяном угаре занесло аж в Финляндию, где они, продрав с утра глаза и спасаясь от ареста, вынуждены были оставить 15 ящиков со стратегическим топливом водкой. Теперь любимый напиток требуется как-то вернуть обратно, и незадачливые алконавты готовы ради этого пойти на что угодно даже освоить управление подводной лодкой.
Киносериал про пьяные похождения егеря Кузьмича, генерала Иволгина и прочих героев "Особенностей национальной охоты" долго и настойчиво разрабатывал русский алкогольный дискурс. Первые фильмы, нашпигованные крылатыми фразами и без ложного стыда показывавшие, чем на самом деле мужики занимаются на природе, выглядели достаточно свежо и потреблялись весело. Серия про рыбалку уделывает многие другие "похмельные" фильмы как минимум широтой задумки: из Москвы в Ленинград, накачавшись дьютифришным алкоголем, летали многие, но чтоб после пьянки проснуться в другой стране это надо было постараться.
5. "Плохой Санта" (2003)
Герой Билли Боба Торнтона не просто мучается похмельем он из этого состояния, кажется, вообще никогда не выходит. Днём фальшивый Санта-Клаус фотографируется с детишками и тихонько надирается тайком от начальства, а ночью занимается своей настоящей работой вскрывает сейфы. Жизнь осложняется тем, что бессменный напарник-карлик не умеет "держать банку": он весит слишком мало, косеет почти мгновенно, и пить с ним неинтересно. Взломщик так утомился от своего алкоголизма, что даже подумывает наложить на себя руки. Но поскольку это хоть и анти, но всё-таки рождественская комедия, даже такой алкоголик и похотливый сквернослов, как Уолли, имеет шанс на своё маленькое счастье.
6. "Хэнкок" (2008)
Его зовут Джон Хэнкок, и он алкоголик. А ещё он чернокожий супергерой, который все свои геройства совершает обычно с похмелья, в фирменном стиле "слон в посудной лавке", и оттого урон Лос-Анджелесу наносит гораздо больший, чем если бы всё то же самое делала местная полиция. По-вашему, легко бороться с преступностью, если по вечерам ты привык засыпать в обнимку с бутылкой на первой попавшейся уличной лавочке? Питер Берг исхитрился подать дурную привычку так, что протагониста, застрявшего в объятиях зелёного змия, даже жалко: не от хорошей жизни ведь пьёт.
7. "Мальчишник в Вегасе" (2009)
Процесс потребления алкоголя смакуется в очень многих картинах, а вот его последствия режиссёры предпочитают оставлять за кадром. Тодд Филлипс решил, что эта тема заслуживает более пристального внимания, доведя ситуацию со слетевшим с катушек мальчишником до окончательного абсурда: похмельное утро в Лас-Вегасе, никто из участников вчерашнего мальчишника ничего не помнит, невеста обрывает телефон, но что ей отвечать непонятно, поскольку жених куда-то испарился. Поучительная история о вреде излишеств собрала рекордную для комедии с рейтингом R кассу, вывела в звёзды всех участников эпичной попойки и породила два необязательных сиквела, после которых у Филлипса хватило духу остановиться. Оно и понятно: чтобы в четвертый раз наступить на одни и те же грабли, персонажам надо быть либо мазохистами, либо клиническими идиотами.
8. "Блондинка в эфире" (2014)
Что делает человек, когда из рук уплывает работа мечты? Правильно, идёт в бар или клуб и надирается там до поросячьего визга. Что и сделала блондинка Меган Майлз, отчаявшись получить работу телеведущей. Однако наутро, проснувшись в постели с незнакомцем, она выясняет три вещи: а) шанс получить работу ещё есть; б) её машина исчезла; в) как добраться до студии новостей через весь город, не имея ни денег, ни транспорта, ни телефона с документами, да ещё в конкретном подпитии, совершенно не ясно. Критики и зритель не оценили мытарств героини, для которой это похмельное утро превратилось в испытание всей жизни, лента провалилась в прокате. Однако те, кто привык работать "лицом", не могли не посочувствовать героине Элизабет Бэнкс: жизнь вещь непредсказуемая; иногда даже самым "правильным" девушкам случается засыпать в салате. И попробуй после этого объясни общественности, что телеведущие тоже люди...