Специалисты утверждают, что оптимальный возраст для такого рода самостоятельности - семь лет. Будущий школьник уже имеет представление о том, что можно, а что нельзя делать, пользуется телефоном и выполняет родительские указания. Но семилетие - всего лишь приблизительный ориентир. Необходимо учитывать и детскую индивидуальность: темперамент, особенности поведения, импульсивность и уровень развития бытовых навыков. Специалисты советуют полагаться в этом решении не на детский возраст, а исключительно на материнское чутьё и женскую интуицию. И, конечно, планово готовить малыша к самостоятельной жизни.
Приучайте постепенно. Для начала позвольте ему некоторое время побыть одному в своей комнате и заняться тем, чем пожелает. Вас при этом не должно быть на горизонте. Создавайте как можно больше продуманных ситуаций, во время которых ребёнок мог бы рассчитывать только на себя. Например, назначьте "мамин час", когда можете спокойно отдохнуть в ванне. Малыш не должен вас в это время беспокоить. Возникшие мелкие проблемы пусть решает сам.
Формируйте бытовые навыки. Разрешайте ребёнку хозяйничать. Пусть приготовит бутерброд, развесит постиранное бельё, почистит обувь. А вот позволять малышу пользоваться газовой плитой не советуем - слишком опасно. Лучше научите его разогревать еду в микроволновке либо перед уходом сложите всё в термос.
Расскажите о потенциально опасных ситуациях. Ребёнок должен знать, как поступить, если в ваше отсутствие сорвёт кран, начнётся пожар, услышит запах газа, кто-то позвонит в дверь. Для закрепления навыков используйте ролевые игры. Не разбирайте ситуации на примере ребёнка, чтобы его не напугать. Пусть вам помогут сказочные персонажи. Представьте, что вы зайчиха, а он зайчонок. Спросите, чем он будет заниматься дома один, а потом разыграйте любую ситуацию и найдите из неё выход.
Отлучайтесь ненадолго. В первый раз максимум на 15-20 минут. Ребёнку будет спокойнее, если он сможет контролировать ситуацию, поэтому заранее обговорите время ухода и прихода. Подготовьте ему вещи, с которыми интересно играть во время вашего отсутствия, дайте несколько увлекательных заданий. Перед выходом повторите, что категорически нельзя открывать окна, подходить к плите, играть с огнём, пользоваться электроприборами.
Нет единого возраста, с которого можно считать ребёнка самостоятельным настолько, чтобы он хозяйничал дома сам. Всё зависит от характера конкретного маленького человека.
Возвращайтесь с позитивным настроением. Не стоит ругаться, если придя домой, увидите беспорядок, а может, и пару сломанных вещей. Ведь виной всему детская любознательность. Кто из нас не играл с мамиными нарядами и папиными удочками, пока их не было дома? Но если заметили прожжённое пятно на скатерти, разобранную аптечку или не так стоящий алкоголь, то обязательно проведите разъяснительную беседу и в следующий раз спрячьте их подальше. Хотя зачастую такое поведение свидетельствует, что оставаться ребёнку одному пока рано. То же самое означают и испуганные детские глаза, которые вы заметили после вашего возвращения.
Не звоните детям каждые пять минут. Установите временные промежутки, через которые они сами будут присылать вам сообщения. Иногда излишняя опека хуже, чем вынужденное одиночество.