В 1973 году на экраны Советского Союза вышел 12-серийный фильм Татьяны Лиозновой "Семнадцать мгновений весны". Во время показа очередной серии картины о советском разведчике Отто фон Штирлице улицы городов Страны Советов пустели, а милиция фиксировала резкое снижение количества совершаемых преступлений. Штирлицу суждено было стать народным героем, поэтому нет ничего удивительного в том, что любую повесть или роман писателя пытались экранизировать, чтобы повторить успех "Мгновений".
По реальным событиям
К началу 1980-х годов глобальное противостояние двух супердержав - СССР и США - во всех сферах привело к небывалому всплеску шпионской активности на нашей территории. В этих войнах были свои герои и свои предатели. Было также два секретных штаба и две профессиональные команды, которые сошлись в тайном состязании, находясь буквально в трёх километрах друг от друга: одни на Лубянке, другие - под крышей американского посольства. В 1979 году Юлиан Семёнов написал роман "ТАСС уполномочен заявить" - о деятельности советской контрразведки по поимке агента ЦРУ в Москве.
В центре сюжета - подготовка американскими спецслужбами государственного переворота в вымышленной африканской стране. Советская разведка переигрывает своих заокеанских противников. В итоге переворот сорван, к тому же в Москве разоблачён сотрудник ЦРУ. Кстати, фигура невымышленная: под псевдонимом Трианон действовал завербованный американцами работник МИД СССР, который в фильме был назван Сергеем Дубовым.
Не сошлись характерами
С подачи высших чинов КГБ было решено снять остросюжетный кинофильм. Предполагалось, что картину будет снимать Татьяна Лиознова, но Семёнов, который принимал активное участие в поисках режиссёра был был категорически против. Отношения у них испортились ещё с "Семнадцати мгновений весны".
Тогда они схлестнулись в споре о том, кто из них является автором одной из самых сильных и эмоциональных сцен телесериала - безмолвной встречи Штирлица с женой в кафе "Элефант". Лиознова утверждала, что этот эпизод полностью придумала она. Семёнов доказывал своё авторство, ссылаясь на воспоминания одного полковника военной разведки. Обидевшись, Татьяна Михайловна сделала всё, чтобы вычеркнуть писателя из списков награждённых госпремией и прочими почётными званиями. Юлиана издевательски наградили лишь скромным фотоаппаратом.
С третьей попытки
Сначала сценарий попал в руки режиссёра Игоря Шатрова, которым первым обнаружил слабость материала. Семёнов гордился тем, что написал роман за 16 дней, но его авторитет часто мешал редакторам критически относится к его произведениям и сценариям. Когда Шатров начал переносить шпионскую историю на экран, вскрылись все недостатки наспех созданного романа.
Не желая признавать свои ошибки, Юлиан Семён настоял на том, чтобы фильм доверили другому режиссёру - Борису Григорьеву, который уже снимал фильмы по его произведениям - "Пароль не нужен", "Петровкуа 38" и "Огарёва, 6". За год Григорьев успел снять почти всю картину, но в кадре было столько от милиции - с бесконечными схватками и погонями, что высшие чины КГБ встали в позу - фильм снимают о сотрудниках спецслужб, тогда при чём здесь представители конкурирующего ведомства?
Руководство студии Горького вынуждено было отстранить Григорьева и начать поиски нового режиссёра. Выбор пал на молодого режиссёра Владимира Фокина, который только что прославился фильмом "Сыщик". Впрочем политический детектив не казался режиссёру удачным выбором продолжения карьеры и хотел отказаться, но КГБ умело убеждать.
Начинаем всё сначала
Приступая к работе, Фокин поставил условие: он снимает всю картину заново, при этом меняет актёров и переписывает неудачный, на его взгляд, сценарий. Режиссёру пошли навстречу, но предупредили, что вся эта грандиозная затея должна уложиться в оставшийся от предыдущих съёмок бюджет. После этого в фильме отказались сниматься Николай Губенко и Игорь Ледогоров - они устали от бесконечных придирок и переделок.
Из старой гвардии остались только только Тихонов и Петренко, а когда Фокин объявил, что агента ЦРУ будет играть Вахтанг Кикабидзе - один из самых обаятельных кавказких актёров страны, все остолбенели и решили, что пока не поздно его надо госпитализировать в Кащенко... Режиссёру помогали консультанты, сотрудники спецслужб Виталий Бояров и Вячеслав Кеворков, которые были прообразами главных героев Константинова и Славина.
Роль предателя не позволила Борису Клюеву снискать лавров, а вот Юрий Соломин и Вахтанг Кикабидзе получили премии КГБ СССР.
В эпицентре событий
В съёмочный процесс политического детектива вмешивалась настоящая политика. События фильма происходят в вымышленных африканских странах Тразиланд и Нагонии. Действие перенесли в Африку, так как в то время она была сферой открытого и завуалированного столкновения СССР и США, которые пытались склонить на свою сторону страны, переставшие быть колониями.
"Африканские" сцены собирались снимать в Анголе, но там началась настоящая война, поэтому зарубежную натуру нашли на Кубе. Работалось очень тяжело - как раз в эти дни был расстрелян глава правительства соседней Гренады и произошёл военный переворот с участием американских военных. На Кубу привозили пострадавших в ходе столкновений, вся Гавана бурлила и митинговала, и съёмочная группа была в эпицентре печальных событий.
Сейчас или никогда
На предварительном показе в КГБ создателей ждал холодный приём - генералы безаппеляционо заявили, что это худшее, что они видели о работе контрразведки. Картину ждала незавидная судьба. Скорее всего, она легла бы на полку, но экранный детектив спасли реальные политические события.
В 1984 году СССР отказался участвовать в Олимпиаде в Лос-Анджелесе. Встал вопрос - чем заменить столь масштабное событие? По мнению Политбюро ЦК КПСС премьера многосерийного фильма по произведению знаменитого писателя с участием Юрия Соломина, Вячеслава Тихонова, Ирины Алфёровой, Георгия Юматова и других звёзд первой величины должна была отвлечь внимание жителей СССР от событий за океаном.
Чтобы премьера состоялась 28 июля 1984 года, Владимир Фокин дневал и ночевал в монтажной. Ведь он понял, что экстренный выход на телеэкраны единственный шанс спасти картину - выпустить её такой, какой он её придумал, а не такой какой её хотели видеть генералы 11 главков КГБ, которые преследовали свои цели и во время приёмки стремились вырезать из фильма что-то своё.
Цейтнот сыграл фильму добрую службу и сериал вышел на экраны. И пусть "ТАСС уполномочен заявить..." пользовался не такой большой популярностью, как когда-то "Семнадцать мгновений весны", он снова заставил гордится зрителей своей страной и теми, кто её защищает.
Как появилась знаменитая фраза
Исторический номер газеты "Правда", в котором впервые появилась формулировка "ТАСС уполномочен заявить", вышел в свет 30 марта 1934 года. Заметка была размещена на первой полосе. Агентство опровергало сообщения французских изданий о том, что арестованные в Париже по обвинению в шпионаже люди якобы работали в интересах Советского Союза. "В связи с появившимися во французской печати утверждениями, будто группа лиц различной национальности, арестованная в Париже по обвинению в шпионаже, занималась им в пользу СССР, ТАСС уполномочен заявить со всей категоричностью, что эти утверждения являются ни на чем не основанным клеветническим вымыслом", - гласило сообщение. В 1935 году участников разведгруппы приговорили к различным срокам заключения, а фраза "ТАСС уполномочен заявить" стала использоваться агентством в самых серьёзных случаях. С этих слов начинались заявление по поводу событий на реке Халхин-Гол (вооружённом конфликте в Монголии) и ответ на шутку Рональда Рейгана в 1984 году о бомбардировке "империи зла".