Трилогия про Костенко
Плодовитый детективщик написал "Противостояние" в 1979 году. Это была третья и завершающая часть цикла о доблестном полковнике Владиславе Костенко. Две первые книги - "Петровка, 38" и "Огарёва, 6"- были написаны значительно раньше, и по ним уже были сняты популярные телефильмы с Василием Лановым в главной роли. В 1985-м у"Противостояния" появилась своя экранизация, сравнимая по популярности с "Семнадцатью мгновениями весны" и "Местом встречи изменить нельзя". Режиссёр "Ленфильма" Семён Аранович снял восьмисерийный триллер, в котором после цензурных чисток осталось всего пять эпизодов. Роль следователя досталась Олегу Басилашвили, а маньяка сыграл Андрей Болтнев.
Для советского времени это было совершенно революционное произведение. Удивительно, что «Противостояние» вообще выпустили в эфир. О серийных убийцах ничего не снимали, да и тему коллаборационизма во времена Великой Отечественной старались замалчивать. Аранович же давал портрет человека, который на войне перешёл на сторону врага, много убивал, а потом вернулся и встроился в советскую действительность. Но монстр лишь дремал, чтобы в нужный момент снова взяться за топор.
Попытки установить личность убийцы заводили милицию в тёмную пучину советской истории: след преступника начинается в далёком военном прошлом, и зловещие призраки сталинизма, катастрофы отступления 1941-го, послевоенного хаоса начинают просачиваться в обывательское болото застойных 1980-х. На фоне прочей детективно-криминальной продукции позднего СССР мрачное «Противостояние» выделялось смелой критикой порядков в стране и словно бы предвкушало скорую перестройку. Фильм 1985 года и сегодня смотрится отлично.
Новый взгляд на знакомую историю
Снять новую версию "Противостояния" захотел продюсер Константин Эрнст. Режиссёром всех эпизодов выступил Тимур Алпатов ("Художник", "Глухарь" и "Крёстный"). Сегодня жанр ретродетектива прекрасно себя чувствует как на телевидении, так и в онлайн-кинотеатрах. Вспомним хотя бы долгоиграющий "Мосгаз", а ведь есть ещё "За час до рассвета", "Душегубы", "Подкидыш", недавний "Бизон". Нет ничего удивительного, что авторы решили ещё раз обратиться к популярной литературной основе.
Новая версия "Противостояния" заметно отличается от телефильма Арановича. Любой взрослый зритель помнит как почти 40 лет назад с замиранием сердца следил за вроде бы неспешным, но в то же время удивительно напряжённым расследованием полковника Костенко, который идёт по следу хитрого и жестокого убийцы.
Машина для убийства
В советской версии события развивались в выдуманном заснеженном городе Нардын, а в сериале 2024-го в Магадане летом светит солнце.
Май 1979 года, на трассе вблизи Магадана учёный Крабовский (Сергей Фролов) случайно обнаруживает мешок с туловищем. У тела нет ни головы, ни рук, ни ног. Ничего подобного местные милиционеры прежде не видели. Из Москвы на место преступления выезжает опытный полковник МУРа Владислав Костенко (Владимир Вдовиченков). Вместе с ним делом будет заниматься только что закончивший академию Константин Тадава (Денис Нурулин).
Из-за тюремных татуировок на руках оперативникам быстро удается опознать убитого. Им оказался крановщик золотого прииска Михаил Гончаров (Игорь Хрипунов). Последний раз его видели живым, когда утром он садился в такси Григория Милинко (Алексей Гуськов). Обнаружить таксиста не удалось - он спешно уволился и уехал на юг страны.
Вчерашний студент Тадава вспоминает, что профессор-криминалист рассказывал об очень похожем деле. И действительно, во времена Великой Отечественной близ немецкого города Бреслау кто-то изрубил топором на части советского солдата и скрылся. Дело так и не раскрыли. Неужели между двумя делами есть прямая связь?
Имя злодея мы узнаем довольно быстро. Вся история становления монстра показана во всех подробностях. Дьявольские таланты у Кротова были ещё в детстве, а в плену немцы слепили из него фактически машину для убийства. Коллаборационист после серии сеансов электротерапии даже перестал заикаться.
Один из многих
Режиссёр Тимур Алпатов снимает ретродетектив по всем законам телевизионного жанра: "Противостояние" - в меру захватывающий, в меру комфортный сериал. Зло, каким бы хитрым оно ни было, обязательно будет наказано, и даже строгий, но справедливый Костенко проникнется симпатией к напористому и желающему проявить себя Тадаве. Новая версия адаптации романа сделана качественно, но без единого сюрприза. Любители загадочных историй вряд ли будут разочарованы, но в памяти точно останется советский телефильм Семёна Арановича.