"Дикая роза" против "Цыгана"
Многосерийные телевизионные фильмы (тогда слово "сериал" было не в ходу) пользовались массовым зрительским спросом ещё в советские времена. "Цыган" и "Семнадцать мгновений весны", "Адъютант его превосходительства" и "Угрюм-река", "Вечный зов" и "Три мушкетёра", "Михайло Ломоносов" и "Место встречи изменить нельзя", "Тени исчезают в полдень" и "Шерлок Холмс", "Хождение по мукам" и "Гардемарины" по вечерам опустошали улицы городов и сёл, приковывая почтеннейшую публику к экранам телевизоров.
Когда на одной шестой части суши стали рушиться устои развитого социализма и зрителям стали более интересны "житиё-бытиё" героев западных сериалов, индустрия кинопроизводства переживала не лучшие времена. Как и вся страна. Многие мастера кино в массовом порядке остались без работы. Экраны телевизоров заполонили латиноамериканские донны и прочая "санта-барбара", пользовавшаяся оглушительным успехом. Сейчас всё это звучит достаточно смешно: имена знойных красавиц стерлись из памяти, но, стоит признать, что тогда ни один из всенародно любимых советских актёров, не вызывал такого бешеного ажиотажа как Лэйн Двис из "Санта-Барбары" и Вероника Кастро из "Дикой Розы".
Спасибо дефолту
После кризисного августа 1998 года отечественное телевидение, как и все сферы жизни, оказалось в совершенно новых условиях. Голливудские блокбастеры и европейское авторское кино, а главное - латино- и американские сериалы, которые до этого закупались гигантскими пакетами и успешно заполняли эфир, в одночасье стали чересчур дороги. Производить собственные сериалы внезапно оказалось намного выгоднее - тем более что зрители успели соскучиться по "своему" кино. "Королева Марго", "Графиня де Монсоро", "Петербургские тайны" и до дефолта побеждали импортные сериалы по рейтингам.
Приоритетные жанры определились довольно быстро. И кооперативная чернуха начала 1990-х, и появившиеся литературные детективы (отдельное спасибо издательству ЭКСМО за серию "Чёрная кошка"), и журналисты (отметим вклад "Огонька" и "600 секунд") сделали своё дело. Постсоветский криминальный хаос уже был расфасован на типы и сюжеты. Правда, оставалась одна проблема: с криминалом и в жизни, и в телевизоре был явный перебор, и вызывал он у публики не интерес, а стойкую аллергию. И тут появились "Менты".
"Менты" и другие
По отношению к криминалу создатели сериала нашли ироничную интонацию, которая нейтрализовала пессимизм, безнадёгу, безысходность - и предложила в качестве противоядия любимый народом чёрный юмор. Точно были найдены и герои: не идеальные и правильные советские "знатоки", имевшие дело с расхитителями социалистической собственности, а простые опера, плоть от плоти народной. Они стреляли рубли до зарплаты и спасали жизни буквально голыми руками - за отсутствием бензина для служебной машины, патронов для табельного оружия, компьютеров, телефонов и всего остального. Они были разгильдяи и хитрованы и обладали целым букетом правдоподобных человеческих слабостей.
Мимо успеха "Ментов" пройти было невозможно. Скоро были запущены "Агент национальной безопасности"и "Убойная сила" - они и создали устойчивый спрос на отечественную детективную телепродукцию. В этот тренд и попал сериал о буднях прокуратуры, "Тайны следствия".
"Мы тут вскрыли вашу сотрудницу"
"Мамой" сериала стала известный питерский продюсер Ада Ставиская, а прототипом Марии Швецовой - известный в городе юрист и писательница Елена Топильская.
"Тайны следствия" возникли в моей жизни благодаря забавной истории, - вспоминала те годы Ставиская. - Я ехала на работу, просматривала газету, где вдруг прочла, что состоялась презентация документальной книги "Записки сумасшедшего следователя" петербургского юриста Елены Топильской, следователя по особо важным делам, заместителя прокурора области. Я влетела на работу с воплем: "Телефоны областной прокуратуры!" Не прочитав книгу, просто из одного названия сразу поняла, что автор - далеко не ординарный человек, тем более пишущий. Так и оказалось".
17 лет Топильская отдала службе в прокуратуре, так что о тайнах следствия знает не понаслышке. Она признаётся, что почти все сюжеты "Тайн следствия" взяты из реальной следственной практики. Даже сцена, где Швецовой лечат зубы в морге, тоже из её жизни. "Эксперт Боря Павлов, который вскрывал мне абсцесс трупной иглой, до сих пор этим хвастается. Мало того, сразу после операции позвонил прокурору, чтобы "отпросить" меня с работы и, не особо выбирая выражения, дословно сказал: "Это из морга беспокоят, мы тут вашу Топильскую вскрыли". Прокурор схватился за голову - следователь в морге, её только что вскрыли, кому теперь дела передавать?", - с улыбкой рассказывает Топильская.
Наследница "знатоков"
Сериал о женщине-следователе снимался в пику "мужским" "Улицам разбитых фонарей". По словам режиссёра картины Ильи Макарова, он хотел, чтобы по стилю "Тайны" получились похожи на популярный советский телесериал "Следствие ведут знатоки", но в современной обработке.
В центре сюжета телефильма - старший следователь прокуратуры Центрального района Санкт-Петербурга Мария Сергеевна Швецова и её коллеги, которые ежедневно лицом к лицу сталкиваются с жестоким миром преступности. Главная роль стала звёздным часом актрисы Театра Ленсовета Анны Ковальчук. Правда, на пробах 23-летней актрисе пришлось немного слукавить и сказать режиссёру, что ей, как героине по сценарию, вот-вот исполнится 30 лет...
Беременность не по сценарию
Во время съёмок первых серий артистка узнала о грядущем материнстве. Известие о беременности Ковальчук повергло съёмочную группу в шок. Чтобы не останавливать съёмки, сценаристка Елена Топильская, срочно переписала в сценарии всё, что касалось личной жизни героини Анны. И следователь прокуратуры тоже оказалась в "интересном положении".
Несмотря на токсикоз, холодную погоду и тяжёлые ночные съёмки, актриса была "в строю" до восьмого месяца беременности. Съемки не остановились, даже когда Ковальчук пришло время рожать. Этот случай можно назвать беспрецедентным: дочь актрисы Злата появилась на свет 26 октября 2000 года под прицелом телекамер, а сцена родов была включена в 16 серию первого сезона. Все 25 лет Злата Ильченко играет дочку Шевцовой.
Счастье одной роли
За годы сериала Мария Швецова успела вырасти с позиции старшего следователя прокуратуры до той же должности по особо важным делам в Следственном комитете и поработать адвокатом. В личном - развестись с двумя экранными мужьями и... стать блондинкой.
О долгом сотрудничестве с "Тайнами следствия" Анна не жалеет и актрисой одной роли себя не считает. По словам актрисы, роль красавицы-следователя за столь долгий срок ей не надоела: "Люди же работают на производстве и по 20, и по 40 лет, кино - это тоже производство, - улыбается Анна. - Только я не сижу на одном месте, у меня очень интересная работа, я знакомлюсь с множеством талантливых актёров, обмениваюсь энергией со всеми людьми на площадке. Да и Швецова из сезона в сезон разная. Все артисты стараются чем-то насытить образы своих героев. Поэтому, я думаю, сериал и продолжают смотреть".
Встреча старых друзей
Юбилейный сезон обещает стать настоящей усладой для глаз фанатов. Марию Сергеевну ждут многочисленные сюрпризы как в рабочей, так и в личной жизни. По долгу службы ей предстоят встречи с полюбившимися героями прошлых сезонов: давней подругой Альбиной (Алла Довлатова), первым мужем Переваловым (Александр Чевычелов), секретаршей прокуратуры Зоей (Юлия Яковлева), прокурором Филоновым (Игорь Григорьев), следователем Шиповым (Антон Ксенёв), журналистом Старосельцевым (Олег Алмазов), вторым мужем Луганским (Мирослав Малич) и другими.
После громкого расставания с журналистом Васнецовым, когда она сбежала из-под венца вместе с Олегом Платоновым (Алексей Комашко), Мария Сергеевна решит держать свои новые отношения в секрете от коллег, друзей и даже своей дочери Златы.