Кровавый спорт
Актёр родился в пригороде столицы Бельгии Его родители владели цветочным магазином. Мальчик постоянно болел, рос слабым и постепенно превращался в задохлика-очкарика, служившего отличной мишенью для издевательств одноклассников. Не прибавляли Жан-Клоду школьной популярности и занятия в балетной студии, куда определила его заботливая мать.
Устав наблюдать, как Элиана делает из сына неудачника, отец взял инициативу в свои руки и привёл 11-летнего Жан-Клода в секцию карате. Нельзя сказать, что судьба мальчика изменилась в одночасье, но уже пару лет спустя он сам с удовольствием отвешивал тумаки бывшим обидчикам. К 16 годам Жан-Клод защищал честь школы на показательных выступлениях, к 18-ти стал обладателем чёрного пояса по карате, а к 20-и открыл собственный спортзал.
В поисках приключений
Бизнес приносил Варенбергу хороший доход, но слава местной спортивной звезды была ничем по сравнению с мечтами Жан-Клода. Ему грезились огни Голливуда, красные ковровые дорожки и он сам, разъезжающий на дорогущем лимузине. Поэтому, сколотив стартовый капитал, амбициозный юнец решил отправиться на поиски приключений в Мекку фильмов о восточных единоборствах - Гонконг.
Год азиатских странствий можно было бы назвать потерянным впустую, если бы не одно но: Варенберг завел шапочное знакомство с Менахемом Голаном, продюсером низкобюджетных боевиков. Жан-Клод завалил Голана своими фотографиями, статьями о себе из франкоязычной прессы и принялся убеждать того, какой он хороший актёр. Чтобы отвязаться от назойливого паренька, Голан посулил тому золотые горы и миллионные контракты, выкинув того из головы спустя две минуты после прощания.
Но Жан-Клоду Ван Варенбергу было достаточно и этого, чтобы оправдать несколько потраченных тысяч долларов, взятых с собою. Оставался сущий пустяк - вернуться в Бельгию, продать спортзал и переехать в Америку, навстречу богатству и славе.
Максимальный риск
Лишь спустившись с трапа самолёта, он осознал, в какую авантюру ввязался: волчий мир жил по своим правилам, не обращая ни малейшего внимания на иностранца, с трудом коверкающего два-три известных ему английских слова.
На протяжении нескольких лет ему приходилось работать кем придётся: водителем такси, разносчиком пиццы, консультантом по продаже ковров... Удача улыбнулась Ван Дамму лишь на рубеже 1984 года, когда благодаря своим физическим данным ему удалось устроиться вышибалой в клуб, принадлежащий Чаку Норрису. Понимая, что это и есть тот шанс, Ван Дамм приложил все усилия, чтобы обратить на себя внимание работодателя. Благодаря связям Норриса досье Жан-Клода оказалось в нескольких кастинговых агентствах, и скоро начались звонки. Это были совсем не те предложения, которых жаждал амбициозный молодой человек.
Трудная мишень
И тогда пришло время напомнить Менахему Голану о данном некогда обещании. Подкараулив того выходящим из ресторана, бельгиец продемонстрировал ему свой фирменный мах ногой, просвистевшей в сантиметре от лица продюсера, и воспроизвёл обстоятельства их первой встречи. На Голана выпад Ван Дамма произвел неизгладимое впечатление, и собеседование было назначено уже на следующий день. Так Жан-Клод попал в фильм "Кровавый спорт", который стал... суперхитом! О Жан-Клоде заговорили всё. Издевательская премия "Золотая малина" - и та не обошла его персону стороной.
Двойной удар
После такой удачи оставалось лишь закрепить успех, что и произошло после выхода фильмов "Киборг" и "Кикбоксёр". Теперь Ван Дамм купался в лучах славы - поклонники, съёмки для обложек журналов и бесконечные интервью стали частью его жизни. "Сегодня у меня нет конкурентов - самодовольно сообщал он журналистам. - Следом за мной идёт Сталлоне, и где-то позади - все остальные. Да, сейчас я снимаюсь в боевиках, но придёт время, и я буду играть с Пачино и Николсоном".
Но хвастовство хвастовством, а предложений об участии в серьёзных картинах все не поступало. Боевики сменяли друг друга, а амплуа Ван Дамма оставалось неизменным. Полицейский под прикрытием, отправившийся за решетку для уничтожения тюремной мафии ("Ордер на смерть"), рядовой, решившийся на самоволку, чтобы попасть на похороны брата ("Самоволка") - какие бы проекты ни предлагались Жан-Клоду, по своей сути это были лишь спекуляции на образах, созданных им в "Кровавом спорте" и "Кикбоксёре".
Чтобы не превратиться в актёра одной роли, Жан-Клод решил взять ситуацию под свой контроль и написал сценарий боевика "Двойной удар", предполагавший на момент выхода фильма использование довольно редкого в кинематографе приёма - Ван Дамму предстояло играть две роли одновременно. Рассказывать о том, какой резонанс вызвала постановка, смысла нет. Достаточно упомянуть, что фильм имел успех даже в загибавшемся советском кинопрокате, когда рекламными слоганами "Двойной Ван Дамм - двойной удар" пестрела вся периодика от "Работницы" до "Огонька".
Универсальный солдат
Впрочем, у отличной прокатной судьбы ленты была и оборотная сторона: прошедший огонь и воду Жан-Клод не выдержал испытания медными трубами, окончательно зазнавшись в своем самодовольстве. И если обыватели еще закрывали глаза на его реплика типа "Я - Фред Астер от карате!", то профессиональным бойцам пришлись не по душе рассказы о мнимых победах Ван Дамма на неких европейский турнирах. Дон "Дракон" Уилсон даже бросил бельгийцу публичный вызов, но тот решил пропустить приглашение на поединок мимо ушей. Еще бы - у Ван Дамма не оставалось времени на драки: карьера круто шла в гору, хит следовал за хитом, и размениваться на обидчивых каратистов было попросту не с руки.
Шварценеггер постепенно "очеловечивался", переходя на семейное кино, боевики Сталлоне делали все больший упор на мощь огнестрельного оружия, экологические экзерсисы Стивена Сигала вызывали недоумение - отдуваться за всех пришлось Жан-Клоду.
Внезапная смерть
Но, оказалось, что от славы до провала - один шаг. "Трудная мишень" получилась сырой, потому что царапавший короной небо Ван Дамм вносил поправки в сюжет прямо во время съёмок. "Патруль времени" не оправдал вложенных средств. Творческой неудачей оказалась и попытка прижиться в сфере адаптации компьютерных игр - "Уличный боец" получился вызывающе безвкусным.
Неожиданный провал стал для бельгийца страшным ударом: уверенный в собственной неотразимости, он просто не мог принять тот факт, что публика отвернулась от его фильма. Утешение Жан-Клод нашёл быстро, но не в объятиях супруги или постели случайной незнакомки, а в героине. Мгновенно подсев на иглу, Ван Дамм то и дело терял самообладание, избивал супругу и крушил гостиничные номера. От напасти не спасали ни реабилитационные клиники, ни слёзы детей. Попытки вернуть ускользающую популярность ("Максимальный риск", "Колония", "Взрыватель") лишь привели к тому, что крупные студии отказывались пускать Ван Дамма на порог и он куборем покатился с голливудского Олимпа.
Тьма человеческая
По сути, Ван Дамм так и не смог вернуться в голливудскую обойму. и винить в этом может только себя. О том, какого актёра потеряла индустрия легко заметить по небольшому количеству сцен в боевике "Неудержимые" - от харизмы Жан- Клода, который играл главного злодея, просто разрывало экран. Спустившийся с небес на землю актёр теперь считает не зазорным сняться в пародийном сериале "Жан-Клод Ван Джонсон", где откровенно смеётся над собой.