Это сейчас Саймон Кинберг — прославленный оскароносный сценарист и продюсер, на чьём счету «Шерлок Холмс» Гая Ричи, серия фильмов франшизы «Люди Икс» и «Марсианин». А в 2000 году он только учился на кинокурсах при Колумбийском университете и написал свой дебютный сценарий про парочку киллеров-наёмников, переживающих кризис супружеской жизни. Это была его личная инициатива - гарантий, что кто-то в Голливуде заинтересуется проектом не было, но Кинберг рискнул и не прогадал: его драйвовая, смешная, с яркими персонажами история приглянулась кинокомпании Summit Entertainment.
От любви до ненависти - один выстрел. Контрольный
Его зовут Джон, он работает в сфере судостроения, её зовут Джейн, она руководит бюро по предоставлению временных работников для различных компаний. Супруги кажутся друг другу чересчур скучными, а их совместная жизнь представляется им слишком пресной. Хоть женаты они не так давно, их брак уже трещит по швам: муж и жена погрязли в повседневной рутине и свели своё общение к обмену незначительными репликами.
Но время от времени в их поведении проскальзывают подозрительные детали, которые невольно выдают тщательно скрываемую сущность каждого из супругов. Джейн, к примеру, режет овощи с потрясающей скоростью и выбивает мишени в тире с меткостью "ворошиловского стрелка", которая не очень свойственна среднестатистическим домохозяйкам.
На самом деле в их семейном "шкафу" имеется парочка "скелетов". Оказывается, Джон и Джейн скрывали друг от друга одну весьма важную деталь своей биографии. Смиты - наёмные убийцы, которые выполняют сверхсекретные миссии по всему миру, - при этом ни Джон, ни Джейн не только не догадываются о том, что работают на конкурирующие организации, но и вообще не знают, что владеют одной и той же опасной профессией.
Периодически Джон принимает звонок по личной телефонной линии, а Джейн - сообщение по электронной почте, и тогда добродушный муженёк превращается в киллера-профессионала, а безобидная кухарка меняет фартук и половник на обтягивающий чёрный костюм и пистолет с глушителем. Но в один прекрасный день происходи крах иллюзий: сначала Джон и Джейн получают одну и ту же цель в качестве очередного задания, а потом и вовсе обнаруживают, что им заказали друг друга... И теперь ни один консультант по вопросам брака не сможет им помочь.
Муж и жена - одна сатана
Если сюжет "Мистера и миссис Смит" вам что-нибудь напоминает, то наиболее очевидная догадка будет правильной: картину сразу же успели окрестить гибридом "Чести семьи Прицци", "Войны Роузов" и "Правдивой лжи". У Джона Хьюстона влюблённым героям Джека Николсона и Кэтлин Тёрнер приходится наставить друг на друга пистолеты, у Дэнни Де Вито та же Тёрнер с помощью рукоприкладства, выясняет зашедшие в тупик отношения с мужем в лице Майкла Дугласа, а у Джеймса Кэмерона всё заканчивается тем, что Джейми Ли Кёртис составляет компанию Арнольду Шварценеггеру в его шпионских играх.
Идея определённо витала в воздухе в течение многих лет, незаметно трансформируясь по пути из одного проекта в другой, становясь то завязкой действия, то его развязкой; в памяти также всплывает пролог "Детей шпионов", повторяющие вышеописанную фабулу с точностью до наоборот - ведь суперагенты в исполнении Антонио Бандерас и Карла Гуджино сначала получают заказ друг на друга, а уж затем играют свадьбу.
Супружеская жизнь часто похожа на поле боя, а супруги - на спецагентов, которым предстоит выполнить важную миссию, в которой главная задача - остаться в живых. Именно это имели ввиду авторы фильма.
Джоли всех спасла
Когда проект был запущен, продюсеры сразу увидели в главной мужской роли Брэда Питта, а на роль Джейн пригласили Николь Кидман. Но последняя из-за конфликта рабочих графиков и занятости в "Стэпфордских жёнах" была вынуждена отказаться от роли. Когда проект покинула Кидман, выбыл и Питт, чей график тоже был расписан на годы вперед.
После этого количество возможных комбинаций актёров, способных исполнить главные роли, стало расти не по дням, а по часам. С мужской стороны назывались илла Смита и Джонни Деппа, с женской - Айшвария Рай, Кейт Бланшетт и даже Гвен Стефани. От твёрдого ощущения, что проект никогда не будет реализован, до праздничных фейерверков по поводу окончательного утверждения актёров на главные роли прошло пять месяцев.
По правде говоря, "Мистера и миссис Смит" спасла Анджелина Джоли, которая согласилась сыграть законспирированную киллершу. Сценарий фильма попал к актрисе, когда она пыталась понять, почему два её брака, заключённых по большой любви, закончились неудачей. В Джейн Смит, жестокой и амбициозной адреналиновой наркоманке, она разглядела саму себя.
А потом произошло невероятное - вернулся "блудный сын" Брэд Питт.
Не прячьте ваши денежки...
Привлечение к съёмкам двух звёзд первой величины обошлось продюсерам в копеечку: общий бюджет ленты составил $100 млн, едва ли не половина которых ушла на гонорары актёрам. Питт и Джоли получили по $20 млн за роль. Но траты себя оправдали — в мировом прокате «Мистер и миссис Смит» заработали под полмиллиарда долларов, не считая дальнейшего дохода от продаж DVD.
Любовники по оружию
Съёмочная площадка напоминала театр боевых действий. Джоли была не согласна буквально с каждым решением режиссёра Дуга Лаймана и из-за постоянных конфликтов чуть не ушла со съёмочной площадки. Буйный характер актрисы заставил усомниться продюсеров в правильности своего выбора: как-никак, в первой трети фильма Джейн Смит должна представать перед нами типичной домохозяйкой, а некоторые специалисты в Голливуде с самого начала утверждали, что экранной Ларе Крофт будет нелегко быть послушной жёнушкой.
Между актёрами сразу ощущалась крепкая экранная химия, а соревновательный дух сопровождал их даже при выключенных камерах: Джоли настаивала, что хочет обучиться и иметь возможность лично выполнить все те же трюки, которые разрешат сделать Питту. Позже актриса признавалась, что во время тренировок по стрельбе они с Питтом даже мерились размером... достигнутых результатов — меткостью и умением обращаться с оружием.
Пока супруги Смит выясняли свои отношения с помощью холодного оружия и взорванного дома, Джоли и Питт влюбились друг в друга по уши! Как свидетельствуют члены съёмочной группы "в постельных сценах актёры снимались полностью обнажёнными, что в общем-то не принято". Когда костюмер принесла Анджелине специальное бельё телесного цвета, которое используется для съёмок сексуальных сцен, актриса отшвырнула его со словами: "Нам это не нужно!"
Правда, по настоянию студийных боссов, чтобы избежать повышения возрастного рейтинга, из картины были вырезаны все сцены с обнажёнкой. Остались лишь поцелуи и невинная возня под натянутым до подбородка одеялом. "Мой фильм - это кино про семью, любовь, ну и немного про стрельбу. Но это не история про грудь Анджелины Джоли и зад Брэда Питта", - оправдывался потом режиссёр.
История некогда влюблённых, но постепенно охладевших друг к другу супругов была разыграна теми же участниками ещё раз — в реальности и на глазах у всего мира.
Воображая себя Питтом и Джоли
Соединив комедию, экшен, боевик и мелодраму, авторы фильма создали простую и эффективную метафору брака как постоянного поля битвы, где конфликт порой распаляет желание. Картина подарила всем конфликтующим партнёрам возможность воображать себя Брэдом Питтом или Анджелиной Джоли, а это дорогого стоит. «Многие мужья и жены грозятся убить друг друга. Так почему бы не показать то, как это выглядит на самом деле?» — говорил тогда Питт.