Образование

Автограф кометы. Алтайский метеорит - ключ к разгадке тунгусской катастрофы

10 января нынешнего года на территорию нашего края упал метеорит. Считалось, что это произошло в Угловском районе. Однако 13 мая прибывший на Алтай отряд научно-исследовательского центра "Космопоиск" обнаружил эпицентр падения осколков космического тела южнее села Раздольного Родинского района*. И это не единственный и не главный сюрприз, который преподнес небесный посланец.

Уже в полевых условиях, применяя новейшую методику московского ученого Евгения Дмитриева по оперативному обнаружению выпавшего на Землю кометного вещества, поисковики пришли к выводу: в алтайской степи упал не традиционный астероидный (такие прилетают на Землю, как правило, с соседних планет - Луны, Марса), а кометный метеорит - с окраин Солнечной системы или даже из-за ее пределов.

Гость из глубин Вселенной

Традиционно считалось, что все, что сваливается на головы землян, рождается в поясе астероидов между Марсом и Юпитером. Ученые хорошо изучили и классифицировали такие метеориты, разделив их на три класса по вещественному составу: каменные, железные и железокаменные.

Многовековые наблюдения за астероидными метеоритами привели к выводу: исходящая от них опасность для Земли не столь часта и велика.

Метеориты больших размеров, столкновение с которыми способно привести к катастрофам регионального, континентального и глобального характера, прилетают не чаще одного раза в 1000, 10000 или 1000000 лет. Последним таким приветом Земле, приведшим к локальной катастрофе, стал Тунгусский метеорит.

Упав в 1908 году в безлюдной сибирской тайге, он вызвал множество разрушений в природе, но не нанес ощутимого удара по цивилизации. Земляне облегченно вздохнули и решили, что у них есть уйма времени, чтобы изобрести эффективные средства защиты своей планеты. Но не прошло и века, как в 2002 году в 500 километрах от Тунгусского упал еще один крупный метеорит - Витимский, разрушения от которого равнялись 12 атомным взрывам.

Вот тут и встал ребром вопрос: а что если Землю посещают не только астероидные метеориты?

- По большому счету это не просто научный спор о происхождении метеоритов. Это вопрос о том, как выжить цивилизации. И находка, сделанная нынешним летом на Алтае, добавляет аргументов в пользу оперативного решения проблемы, - считает Вадим Чернобров, руководитель "Космопоиска" и его алтайской экспедиции. - Потому что у села Раздольного, судя по составу сухого остатка, упал не астероидный, а кометный осколок.

А это далеко не одно и то же. Список известных на сегодня астероидов насчитывает несколько тысяч. В двух открытых астрономами областях скопления комет - облаке Оорта и поясе Койпера - миллиарды ледяных тел. А значит, угроза столкновения Земли с кометой может быть гораздо выше, чем с астероидом.

Удивительное совпадение

Сегодня, спустя полгода с момента находки, поисковики и исследователи знают о ней гораздо больше. Рассказывает Вадим Чернобров:

- Один из привезенных нами с Алтая обломков был идентифицирован в ГЕОХИ РАН** как железокаменный метеорит, но там посчитали, что он имеет отношение к более раннему падению***. А основная масса мелких осколков (мы нашли их в эпицентре падения большой россыпью и привезли с собой более 200 штук) определяется как тектитные****, то есть кометные осколки.

Мало того, состав нашей находки оказался во многом идентичен метеориту, упавшему в 1990 году под Стерлитамаком в Башкирии. Настолько идентичен, что случился казус. Евгений Валентинович Дмитриев, чьей методикой обнаружения кометного вещества мы пользовались в полевых условиях и которому по возвращении, естественно, передали для исследований несколько образцов, спустя некоторое время позвонил мне и сказал, что ему доставлены старые образцы. Я возразил. На что Евгений Валентинович заметил: "Я верю не словам, а анализам, а анализы однозначно показали, что это Стерлитамакский метеорит". Но я-то собственноручно относил ему алтайские образцы!

Недоумевающие спорщики договорились встретиться в экспедиционном штабе "Космопоиска", чтобы Дмитриев мог сам взглянуть во всей полноте на алтайскую находку. Приехав и осмотрев коробки со "Стерлитамакским" метеоритом, ученый был поражен и произнес сакраментальную фразу, понятную только посвященным: "Если бы не увидел сотни осколков, точно не поверил бы!" Все дело в том, что под Стерлитамаком было найдено всего несколько метеоритных обломков и при всем желании найти еще несколько сотен невозможно (основное тело метеорита ушло глубоко в землю).

- Для науки такое совпадение удивительно, - продолжает Чернобров. - В истории была всего пара случаев, когда спустя долгое время происходило повторное падение одинаковых тел. И означать это может лишь то, что они являются обломками какого-то роя, летающего по кометной траектории вокруг Солнца. В тот момент, когда Земля пересекает траекторию этого роя, на нее устремляются новые обломки. Если Алтайский край попал в такую историю, то через 16 с половиной лет выпадение идентичных осколков должно быть зафиксировано еще где-то.

Алтайниты

Евгений Дмитриев, пока единственный в России исследователь кометных метеоритов, на вопрос, действительно ли так похожи башкирская и алтайская находки, уточняет:

- Это как смотреть. Ваш метеорит - осколки сухого остатка кометы. Стерлитамакский метеорит считается железным, потому что там нашли кучу железа. Но среди алтайских находок имеются образцы с высоким содержанием железа, и, скорее всего, они станут дополнительным к стерлитамакскому падению подтверждением кометной природы железных метеоритов. А вот полностью совпал состав кометных пемз, обнаруженных мною при обоих падениях.

Далее следуют довольно сложные пояснения, изобилующие специальной терминологией, и, наконец, собеседник изрекает главное:

- Те же самые пемзы выпали как орбитальный попутчик Тунгусского метеорита.

Вот где, возможно, кроется ключ к разгадке тайны, над которой ученые всего мира бьются уже столетие! Тунгусский метеорит может оказаться совсем не астероидным, а кометным осколком! И это заставит специалистов пересмотреть утвердившийся взгляд на природу метеоритов и их роль в судьбе нашей планеты.

Выезжая в мае нынешнего года в полевой лагерь "Космопоиска" в Родинском районе, я еще не осознавала, что невзрачные землистого цвета осколки, собранные поисковиками под Раздольным, получат гордое и звучное название – алтайниты и что они «родственники» Тунгусского метеорита!

Алтай - уникальное место

Сергей Смирнов, пресс-секретарь Пулковской астрономической обсерватории:

- Астрономы уже лет сорок говорят о кометах как возможных источниках метеоритов. Но до практического изучения кометного вещества дело еще не доходило. В этом смысле исследовательская деятельность Евгения Дмитриева и "Космопоиска" очень полезна и ее надо приветствовать.

Что же касается государственных, академических экспедиций на Алтай, жалко, что давненько таких не было. Потому что в большом центральном Сибирском регионе, который близок геометрическому, географическому центру России и всей Евразии, комплексная экспедиция могла бы найти очень много вещей, которые касаются не только прошлого и настоящего Земли, но и геологического, природного богатства России. Нужно изучение здешних памятников древней истории, ведь евразийский комплекс может быть прародиной человечества. Либо она лежит на пути маршрута миграции от северной Гипербореи (Кольского полуострова) мимо горы Белухи в Индию, либо сам Алтай мог быть центром таких движений - и к северу, и к югу. Иными словами, здесь могла пролегать дорога гораздо более древней миграции цивилизаций, чем это принято думать (считается, что главный маршрут великого переселения народов пролегал с востока к западу).

Я считаю, что Алтай, Сибирь на будущий год должны стать ключевым экспедиционным регионом России на все лето. 2008 год удобен для того, чтобы привлечь исследователей и спонсоров всякого разного рода к изучению Алтая в историко-астрономическом плане, поскольку это год 100-летия Тунгусского метеорита и полосы затмения, которое пройдет 1 августа от Салехарда через Новосибирск, Барнаул, Бийск на священную гору Белуха. Так что пишите, говорите об этом, думайте о своем предназначении в истории нашей планеты.

Примечания

* "СК" писал об этом в № 20 и 21 в материалах "Угловский" метеорит поменял прописку" и "Зачем на Алтае искали метеорит?".

** Институт геохимии и аналитической химии им. В.И. Вернадского РАН.

*** Это, в общем, не удивительно, так как падение метеоритов в Кулундинской степи не редкость. Кроме Родинского, их обломки находили и продолжают находить в Ключевском и Михайловском районах.

**** Тектиты - хорошо проплавленные стёкла с высоким содержанием кремнезёма.