Практически во всех известных сегодня двигателях внутреннего сгорания вращаются бесчисленные детали и шестеренки, но сами двигатели при этом остаются неподвижными – автомобили, тракторы и другая техника приводятся в движение через системы передачи вращающего момента.
То, что я увидел в гостях у Виталия Коминова, поразило своей фантастичностью. На моих глазах Виталий Иванович поместил свое изобретение – металлический ящик небольших габаритов – в обычную пустую картонную коробку.
– Я подключаю устройство к электрической сети, а для увеличения тяги буду повышать напряжение, – пояснил изобретатель. – Не улыбайтесь, я вам демонстрирую не вечный двигатель. У этой модельки в качестве внешнего привода имеется небольшой электродвигатель мощностью 60 ватт.
Я с интересом уставился на коробку. Обороты двигателя увеличились, и коробка стала прерывисто двигаться вперед. С увеличением оборотов скорость движения возросла, и вот коробка уперлась в стену. Изобретатель развернул ее – и коробка стала двигаться в обратном направлении. Виталий Иванович ради интереса положил на пол перед двигающейся коробкой кувалду. Малышка не сробела и стала энергично толкать ее вперед.
– Виталий Иванович, но ведь этого не должно быть! Как, почему, что заставляет это устройство двигаться?!
– В двух словах сложно объяснить, – оживился Виталий Иванович. – Представьте себе, что на тележке установлены качели. При махе вперед тележка двинется вперед, при махе назад – качнется назад. Но направленного постоянного движения не получится. Мне же удалось найти способ управления моментом инерции, что и воплощено в этой модели. Идея запатентована.
– Но ведь это переворот в технике!
– Да, вы правы. Если говорить об использовании этого принципа в автомобилях, то исчезает само понятие любой пробуксовки, так как движение осуществляется уже не при помощи ведущих колес, а за счет тяги устройства. Это устройство можно сагрегатировать с двигателем внутреннего сгорания и установить на любом сельскохозяйственном орудии – плуге, плоскорезе, сеялке – и все сельхозработы проводить без использования тракторов, земля не будет калечиться, а работы можно автоматизировать.
Оно пригодилось бы и на нефтеразработках. При освоении заболоченных и затопляемых мест приходится тракторами буксировать платформы с буровыми установками. Удельное давление платформ небольшое, а тракторов – очень значительное. Тракторы ревут, гусеницы утопают в вязкой почве, а платформа еле двигается. Установить такое устройство на платформу – и передвигай ее куда хочешь, не надо использовать технику на износ.
Можно назвать и другие области применения – на строительстве дорог и тротуаров, при планировках земельных участков. Для военного ведомства и МЧС можно выпускать вездеходы повышенной проходимости... Данная модель демонстрирует только саму возможность создания вектора тяги за счет действующих сил механического устройства.
Идея разработана мною семь лет назад. Пытался ходить по государственным инстанциям, но заинтересованности не нашел. В России, к сожалению, нет системы поддержки изобретательства. А вот Япония на патентных сливках сделала такой рывок вперед, что мы отстали от нее навсегда.
Справка
Виталий Коминов – инженер-конструктор и научный работник. Преподавал в Кемеровском горном и Новосибирском электротехническом институтах, много лет проработал старшим научным сотрудником в Алтайском научно-исследовательском институте технологии машиностроения, имеет ряд запатентованных изобретений. Патент на движитель, о котором идет речь в материале, получил 6 декабря 2004 года.
Игорь Суторихин,
профессор АлтГУ:
Описанное изобретение не противоречит основам классической механики и закону Ньютона. На мой взгляд, это разновидность инерциода, только без колес. Лет 20–25 назад об инерциоидах много писал журнал "Техника – молодежи". Затем его редактор Василий Захарченко продемонстрировал несколько конструкций на телевидении в передаче "Это вы можете".
Помнится, там предлагался такой автобус, на который ставится маховик в несколько тонн, раскручивается на одной станции, и на этом запасе кинетической энергии автобус доезжает до другой. Расчет показывал, что на ровной дороге с небольшими подъемами такое движение возможно. Я думаю, инерциоиды могут найти практическое применение. Но когда, сказать не берусь.
Александр Токарев,
декан автотранспортного факультета АлтГТУ:
В научном плане описанный способ передвижения, безусловно, представляет интерес. А вот как его перенести на транспортное средство? Мне представляется, что инерционный механизм, способный обеспечить движение автомобиля, настолько его утяжелит, что "возить" такой автомобиль сможет разве что сам себя. И второе. Ничего более универсального для передвижения, чем колесо, человечество за всю свою историю пока не изобрело.
Овчинников Виктор, Дмитриенко Тамара
Самое важное - в нашем Telegram-канале