Образование

Что читать в детстве?

На днях умер Сергей Михалков, последний из плеяды советских детских писателей-классиков.В очередном выпуске нашего дискуссионного клуба мы обсуждаем состояние современной русской детской литературы. Детей надо воспитывать на Агнии Барто, Корнее Чуковском и Сергее Михалкове, или есть современные писатели не хуже?

Детей надо воспитывать на Агнии Барто, Корнее Чуковском и Сергее Михалкове, или есть современные писатели не хуже?
Детей надо воспитывать на Агнии Барто, Корнее Чуковском и Сергее Михалкове, или есть современные писатели не хуже?
Анна Зайкова

Ольга Абрамова,
руководитель театра народной песни "Песнохорки", кандидат философских наук:

Ольга Абрамова, руководитель театра народной песни «Песнохорки», кандидат философских наук.
Ольга Абрамова, руководитель театра народной песни «Песнохорки», кандидат философских наук.
Анна Зайкова

Мы все выросли на Чуков­ском, Михалкове. Читали про доброго великана дядю Степу, который всем помогал, и как-то понимали, что такое "хорошо" и что такое "плохо": во всяком случае, между этими понятиями было четкое разграничение. И для своих внуков я всегда искала в первую очередь такие книги, чтобы в дальнейшем ребенок мог что-то анализировать, ориентироваться в этой информационной гуще, особенно сейчас.

Понятно, что Сергей Владимирович Михалков вышел из особой среды: интеллигентная семья, такие корни… Голубая кровь – назовем это так – заставляла его беспокоиться о будущем состоянии общества. Те семьи думали об обществе. Сейчас каждый за себя. Да, это прекрасно: "я личность". Но личность ведь не может быть вне всего, между небом и землей. Эту основу правильных представлений о мироустройстве давали детские стихи.

И потом – почему-то считается, что стихи для детей – это что-то второсортное. "Ты детский поэт", – звучит снисходительно. Мне кажется, чтобы доказать, что это не так, детские авторы стараются какую-то философию, концепцию мудреную выстраивать. Ну, может, голова у них так работает. А самый короткий путь к гениальному – от простоты. Сейчас показывала своей Катюхе мультики, того же дядю Степу. Там вроде есть над чем подумать: почему он всем помогает, всех спасает. Но у Михалкова такие вещи не требуют разъяснения. Ребенок даже думать над этим не будет – он просто поймет, что это правильно, и сам будет помогать другим, спасать. Или хотя бы просто остерегаться, не лезть в пропасть. А современные наши – они же обязательно полезут в пропасть, а потом никто не знает, выберутся оттуда или нет.

На основе современных дет­ских произведений созданы хорошие мультфильмы: "Смешарики", "Лунктик" да тот же "Ну, погоди!". Но что-то в них не так, что-то потеряно. В них – вот правильное слово – есть этот современный сарказм. Помните Базарова и его нигилизм? Вот сейчас, мне кажется, идет сильнейший нигилизм. Хорошего в этом, я думаю, все равно мало. Мы ж и сами понимаем: если нет фундамента, ничего не будет. Чистоты нет, и ее не подделаешь – детей не обмануть. А в стихах Михалкова чистота, во всяком случае, была.

Ирина Захарова,
заместитель директора краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской:

Ирина Захарова, заместитель директора краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской.
Ирина Захарова, заместитель директора краевой детской библиотеки им. Н. К. Крупской.
Анна Зайкова

Таких популярных писателей, как Михалков, сейчас нет, аналогию вряд ли проведешь. Михалков был раскрученным, и до сих пор взрослые приходят и берут своим детям "Дядю Степу", те стихи, которые читали в детстве сами. 

Но если мы пристально посмотрим на советскую детскую литературу из нашего времени, мы поймем, что она во многом мифологизирована. Была ли вся она так уж хороша? Когда говоришь о Сергее Михалкове и рассматриваешь его творчество, то самое яркое и интересное, то, что родители действительно берут своим детям, – это "Дошкольники", и "Дядя Степа" сразу на ум приходит. А была, допустим, пьеса "Дорогой мальчик" – прямо скажем, не шедевр. Вообще, советская детская литература сильно политизирована. 

Современные детские писатели далеки от реализма. Они не описывают реальную жизнь детей в реальном обществе. Это все фантастические истории, но они талантливы, и они написаны именно для подростков – то есть чувствуется, что авторы понимают своих читателей. Я прочитала одну книгу, "Горожане Солнца" Ильи Боровикова, историю девочки, которая впервые попадает в большой город и сравнивает метро с диким зверем: люди идут непонятно куда, как будто ему в пасть. И случается такая история: у меня дочь впервые едет в Петербург и говорит: "Мама, ты представляешь, там люди все странные, идут и смотрят в одну точку, какой-то поток из людей". То есть ощущения ребенка совпали с теми, что переданы в книжке. Написано действительно очень талантливо.

В России существует благотворительный фонд "Заветная мечта": для детских писателей проводится ежегодный конкурс, а в жюри входят не только ведущие писатели России, но и дети. Книжки победителей потом издаются и распространяются по детским библиотекам. Такая партия книг пришла нам в этом году, мы их раздали в край, в сельские и школьные библиотеки. Я не поленилась, прочитала их сама. Замечательные книжки! Конечно, если проводить аналогию с Михалковым, они рассчитаны на более старший возраст, 8–12 лет. Постоянным читателям нравится, они берут, читают. Но отправили мы эти книжки в районы, библиотекари приезжают и говорят: "Что вы нам прислали?" Я хочу сказать: книжки Михалкова – для всех. А эти – для продвинутых детей, с которыми постоянно занимаются, с которыми много читают, у которых оригинальное мышление.

Хорошие детские книги писали всегда. И, резюмируя: состояние детской литературы сейчас никаких опасений у меня не вызывает.

Валентина Новичихина,
детский писатель:

Валентина Новичихина, детский писатель.
Валентина Новичихина, детский писатель.
Анна Зайкова

Я часто смотрю мультики тех, наших времен – смотрю с открытым ртом, затаив дыхание. Я ценю в них человеческие чувства, которые были раньше, сто лет назад, и будут потом, через сто лет. Мать всегда будет любить детей, дети всегда будут любить маму. В небе будет светить солнышко, над полем – висеть радуга. Это же такие вещи – вечные, неизменные. Есть у меня такие строчки: "Сегодня так же, как вчера, я это знаю без ошибки, день начинается с утра, а утро с маминой улыбки".

Поэтому я люблю Михалкова, Маршака, Агнию Барто, а современными детскими писателями интересуюсь мало. Подруга мне говорит: твои стихи сейчас детям неинтересны, мир изменился. Им интересно читать, например, про компьютеры.

А я говорю: компьютер для меня – неопознанный летающий объект, а я пишу о том, что знаю, пишу так, как воспринимаю мир, то есть как раньше. И как хотите – пусть мои стихи будут несовременны.

У детей, мне кажется, сейчас отнимают детство. Сейчас все ребята помешаны на компьютерах и развлечениях, они сидят за компьютером. Как маленькие старички. А мы на большой перемене выходили на улицу и гоняли, и это мне кажется более правильным, более естественным состоянием для ребенка.  

У меня есть знакомая маленькая девочка Настя. Мы с ней играли в слова: кто больше слов назовет на букву "С". Она победила со словом "семья". Я спросила: "А ты знаешь, что такое "семья"? Она говорит: "Знаю, это такой сок". Вы понимаете? У них даже миропонимание какое-то искаженное.

Я убеждена, что важнейшая функция детской литературы – воспитательная. Нравственность человека зависит от чистоты источника, из которого он пьет. Детские книжки – как раз такой источник для ребят. Насколько будет чиста детская литература, настолько нравственно здоровым будет новое поколение. Я плохо знаю состояние современной детской литературы, но то, что знаю, меня как раз и настораживает.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость