Впервые ЕГЭ в виде эксперимента появился в некоторых российских школах в далеком уже 2001 году, с 2009 года "единый" – это единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных экзаменов в вузы нашей страны. За 10 с лишним лет в экзамене произошли определенные изменения, но суть осталась та же – три блока заданий, единое расписание, единое проведение, специальные бланки.
Каждый год ЕГЭ обрастает какими-то особенностями, например, в этом году было рекордное количество "стобальников" – ребят, сдавших экзамен максимально хорошо. Так, в Барнауле на ЕГЭ по русскому языку максимальное количество баллов набрали 17 человек, по математике – шесть. Впервые в крае появились стобальные результаты по биологии. И в то же время экзамен в 2013 году оказался как никогда скандальным – школьники выкладывали фото ответов в Сеть, проносили с собой мобильные телефоны, нарушения были и при начислении баллов. В Барнауле, однако, по официальным данным, было зафиксировано всего два нарушения – экзаменующиеся ухитрились пронести в аудиторию сотовые телефоны и воспользовались ими.
По словам Андрея Громова, директора гимназии № 22, постепенно меняются сами контрольно-измерительные материалы (КИМы). Практически во всех предметах задание А сокращается. Так, например, в математике оно и вовсе перестало существовать. Появляется больше заданий для творческого подхода.
Андрей Громов,
директор гимназии №22:
В нашем образовании большую роль играет принцип бесплатности и доступности. Если мы будем говорить как раз о доступности, то ЕГЭ сыграл очень позитивную роль – сдавать этот экзамен можно в Барнауле или Новоалтайске, а идти с полученными баллами можно хоть в МГУ. Что касается содержания, то никто и не говорит, что оно идеально". ЕГЭ потребовал от учителей изменить отношение к преподаванию, а детям пришлось изменить отношение к обучению. По словам директора, дети осознают значимость ЕГЭ и понимают, что это очень серьезно.
Другие стандарты
Не так давно были приняты новые государственные образовательные стандарты для начальной, основной и старшей школы. И если об основной и старшей школе говорить еще совсем рано – дети даже не начали учиться по новым программам (за исключением нескольких школ в крае, где в экспериментальном порядке новые стандарты осваиваются с прошлого учебного года), то о стандартах для начальной школы уже можно порассуждать.
Для начальной школы они были введены в 2011 году, сейчас учиться по ним пойдет третий класс. В стандартах появилось такое любопытное понятие, как внеурочная деятельность. Дети могут выбирать направления – спортивное, эстетическое, духовно-нравственное, общекультурное и т. д. Появилось понятие портфолио для учителей и для детей. И в итоге учителя должны учитывать не только оценки ребенка, но и его социальную активность, данные портфолио – принимает ли он участие в самодеятельности, ходит ли в кружки, интересуется ли социальной жизнью школы. Другой вопрос – как отследить и оценить результаты всей этой самодеятельности. Кроме того, появились значительные новшества и в самом процессе обучения.
Светлана Ольферт,
куратор начальных классов гимназии № 22:
Работа направлена на самостоятельность ребенка, на умение работать и добывать информацию самому. Если раньше мы учили правила и отрабатывали их, то сейчас учитель стремится так построить работу, чтобы подтолкнуть ребенка самостоятельно добывать знания.
Поменялся подход и к правилам – если раньше в учебнике была короткая формулировка в рамочке, то теперь – достаточно большие рассуждения. По словам учителей, когда ребенок самостоятельно до чего-то доходит, он гораздо лучше это усваивает. "Про оценку говорить рано, об этом можно будет судить, когда мы передадим детей в основную школу, – говорит Светлана Витальевна. – Мне кажется, детям это нравится. Они в таком возрасте любят делать все самостоятельно – "Я сам! Я сам!". А здесь вот, пожалуйста, делай все сам".
Новые предметы
Год назад, 1 сентября 2012 года, ученики четвертых классов приступили к изучению нового предмета – основы религиозных культур и светской этики. Дисциплина включает в себя шесть модулей:
- основы православной культуры,
- основы исламской культуры,
- основы буддийской культуры,
- основы иудейской культуры,
- основы мировых религиозных культур,
- основы светской этики.
Предмет рассчитан на изучение в течение года в четвертом классе. "На мой взгляд, это тоже вещь довольно прогрессивная, – говорит Андрей Владимирович. Для учителей это, конечно, создало определенную проблему – пришлось подучиться. На обывательском уровне мы все кое-что знаем и о религиях, и о светской этике но нужны точные знания. И второй момент – потребовалось освоить методику – как это все преподнести детям". По словам директора, родители довольно спокойно отнеслись к новым предметам. Большинство выбрали историю мировых религий и основы светской этики.
Дополнительные часы
Еще одно важное новшество в школьном образовании, мимо которого нельзя пройти, – три часа физкультуры. Раньше дети становились быстрее, выше и сильнее два часа в неделю, теперь – на час больше. Сначала дополнительный урок появился лишь в рекомендательном порядке, но вот уже два года – это обязательное требование. И даже максимальное количество часов в учебных планах увеличено на один час за счет физической культуры. Здесь, правда, есть проблемы – не во всех школах есть по два спортивных зала для занятий, и школьникам порой просто негде заниматься. "Третий час физкультуры позволил разгрузить основные занятия, дети больше двигаются, это, конечно, идет им на пользу, – говорит директор. – Большинство ребят ходят на физкультуру с удовольствием".
Константин Рогозин,
доцент кафедры экспериментальной физики АлтГТУ:
Я считаю, что мы не в праве требовать с детей писать экзамен один раз. Мы должны дать им шанс быть готовым к этому экзамену, для них это стресс. ЕГЭ – это нечестная игра. У детей должна быть возможность писать что-то подобное на протяжении всего периода обучения начиная с седьмого класса.
Я хочу предложить такую идею: в конце каждой четверти писать тесты, подобные ЕГЭ. Причем тесты в виде игры, как я обычно это и делаю. Итоговый результат должен складываться из всех этих тестов, которые ученики будут писать с седьмого класса. Хочу добиться, чтобы в 2015 году нам позволили это реализовать в качестве эксперимента в Алтайском крае. Технически мы к этому готовы.
Весомый недостаток того же ЕГЭ – часть С разные эксперты оценивают по-разному. На одной и той же задаче у двух экспертов пять мнений. Должны быть одинаковые оценки независимо от того, кто это проверяет, стандарты должны быть общие. Я считаю, что рано или поздно экзамены перейдут в Интернет, альтернативы нет, но для этого нужно создать соответствующую базу данных и удобные инструменты. И еще, на мой взгляд, у школьника или студента должно быть право на ошибку, чтобы они могли переписать экзамен, но в строго определенное время.
Многие говорят, что образование стало хуже, я, как преподаватель физики, считаю, это действительно так. Нацеленность на ЕГЭ играет свою роль. Учителя заняты натаскиванием на определенные задачи, а до самой физики дело не доходит. В течение нескольких лет в нашем университете отменили вступительные экзамены по физике, и мы до сих пор не можем оправиться от этого провала. Дети не виноваты в том, что у них нет возможности иметь квалифицированную подготовку. Причем они не стали хуже или лучше, они стали просто другими. Они – жители Сети, и единственный разумный выбор для нас – пойти в Интернет следом за ними. Это поколение компьютерных игроков. Поэтому начиная с этого года я буду вести занятия on-line на специализированном сайте Iphysics.ru.
Самое важное - в нашем Telegram-канале