Образование

Что случится с образованием в результате вступления в силу №83-ФЗ

Федеральный закон № 83, мудрено поданный властью как "совершенствование правового положения государственных (муниципальных) учреждений", уже получил в народе более понятное определение — коммерциализация бюджетной сферы.

Ученик, школа.
Ученик, школа.
Михаил Хаустов

Газета "Ваше дело" начинает серию материалов о том, как будут жить в новых условиях различные бюджетные секторы. Первая публикация посвящена образованию. Мы решили начать именно со школ и вузов, потому что образование — это основа всего. Многие ошибочно полагают, что законом бесплатное образование отменяется. Это, конечно, не так. Хотя следует признать, что риск погрузить малокомплектные школы в жесткую конкурентную среду только повысится. Выживут, скорее всего, не все.

Это пиджак с пустыми карманами

В результате реализации этого закона чиновники получат рычаг для манипуляций. Так считает Владислав Вакаев - член бюро регионального отделения партии "Справедливая Россия", доцент кафедры философии и культурологии Алтайской государственной педакадемии.

— Владислав Александрович, вам, как преподавателю вуза и одновременно члену партии, насколько этот закон понятен?

— Лично для меня закон очень прост: его суть в резком снижении расходов государства на социальную сферу. Власть понимает, что доходы от продажи сырья в дальнейшем будут падать, и готовится сбросить с себя социальные обязательства. Закон сделан очень хитро. Наш лидер Александр Терентьев про него говорит так: "Пиджак с пустыми карманами". В законе не прописаны конкретные траты на важные социальные сферы и предполагается возможность их существенного урезания. Отсюда возникает много вопросов. Например, каков будет госзаказ? Что будет, если учреждение станет банкротом?

— То есть в законе эти пункты не прописаны?

— В нем не показано, как государство будет отвечать за несостоятельность соцучреждений. Нет понятия субсидиарной ответственности. А на общественном совете по развитию образования в крае 29 октября все косвенно признали: разговоры о том, что будут сохранены малокомплектные школы под статусом казенных учреждений, — это лишь уловка. Потому что в законе четко прописаны учреждения, которые могут быть казенными: различные спецучреждения, психбольницы, дома-интернаты и т. п. Непонятна ситуация и с высшей школой, которую обязали переходить в автономию.

— Что конкретно может измениться в вузах?

— Автономный режим означает, что государство будет выделять бюджетные средства лишь на определенный заказ. Все остальное вуз должен делать за коммерческую плату. А вот теперь представьте ситуацию: сегодня вводится закон, а завтра собираются чиновники и начинают считать, сколько нашему краю надо, например, учителей истории, математики… Учитывая, что сейчас система образования сокращается, эти цифры будут исчисляться в единицах. Соответственно, у вуза сразу денежная база уменьшается, а инфраструктура остается. А что такое инфраструктура? Это коммунальные платежи, зарплата сотрудников, которые должны ее поддерживать. Вуз должен будет ежемесячно оплачивать счета, а оплачивать их будет нечем. Соответственно, либо надо избавляться от лишнего имущества, либо вуз должен нарабатывать методы по привлечению финансовых средств.

Но самое опасное, на наш взгляд, что может повлечь за собой закон, — это приватизация. Например, если у вуза пять корпусов, а госзаказ позволяет содержать только два, то проще не изыскивать деньги на содержание еще трех корпусов, а избавляться от них.

— С другой стороны, у учреждений появляется большая свобода и возможность развития.

— Действительно, есть учреждения, которые изначально ориентированы на людей, готовых платить. А если мы подобную схему опустим на наше основное, в большинстве своем неплатежеспособное население, то получим еще большее социальное расслоение. Будут формироваться успешные автономные учреждения. И в то же время в крае появятся учреждения, где будут давать только некий минимум образовательных услуг. Из последних будут уходить и учителя, и более-менее платежеспособные ученики.

— Какие конкретные действия предлагает "СР"?

— Наша сверхзадача — отменить закон. Задача-минимум — добиться того, чтобы в карманы этого "пиджака" положили как можно больше денег. С этим законом чиновники получат потрясающе мощный рычаг влияния на социальные учреждения через госзаказ. Если сегодня школа или детский сад все равно получают необходимое финансирование, то завтра кто-то будет решать, кому какой заказ получить.

Больше похоже на приманку, чем на свободу

Леонид Ивановский, председатель Алтайской краевой организации Общероссийского профсоюза работников образования критически относится к коммерциализации бюджетной сферы. Он считает, что страна, экономящая на образовании, не имеет будущего.

— Леонид Никитич, как вы считаете, насколько понятен этот закон?

— Закон понятен, потому что он лежит в уже ставшем для нас привычным русле действий федерального правительства: сбросить как можно больше функций вниз, на регионы. Дальше по цепочке те сбрасывают на территории региона, а те — на учреждения, в данном случае на образовательные. Хорошо, если бы эти "реформаторские придумки" подкреплялись дополнительным финансированием. Но в правительстве только говорят: "А деньги вы сами найдите. Образовательные учреждения теперь самостоятельные. Вот вам финансирование по минимуму, потому что детей в вашей школе мало. Работайте как хотите".

— Вам известны настроения директоров школ в связи с этим?

— Вы правильно говорите именно о директорах, а не учителях и других работниках. Последние совершенно равнодушны. Законодательных актов стало так много, что наемные работники не очень обращают на них внимание. А вот директора школ очень волнуются. Им многое непонятно, они видят большие угрозы от этого № 83-ФЗ, но им ничего не разъясняют. Говорят, например: "Сами введете нормативы по заработной плате". Глупый директор обрадуется: "Свобода! Я сам буду решать, у меня за спиной не будет стоять чиновник из комитета по образованию, который распишет, на кого и сколько". А умный понимает, что не сможет оплатить труд всего коллектива. При этом спрос будет именно с директора. Придется сокращать нужные ставки, чтобы хоть что-то сэкономить. Хотя надо признать, что директора крупных и малокомплектных школ относятся к этому закону по-разному.

— Получается, обещанная государством свобода действий мнимая?

— Это больше приманка, чем свобода. Такая свобода действий будет эффективна только при достаточном финансировании. А в крае, например, оно всегда было недостаточным. Да, у нас другая специфика региона, бюджетное наполнение другое. Но людям от этого не легче. В соседних областях средний показатель зарплаты учителей значительно выше. Я уж не говорю о крупных городах России в европейской части. У нас даже в пределах одного региона за одинаковый труд педагоги получают разную зарплату.

— Школы и сейчас оказывают платные услуги. Изменится ли что-то с вступлением закона в силу?

— Они будут оказывать эти услуги уже на законных основаниях. Будут вводить платное обу­чение, которое когда-то было бесплатным, будут называть это дополнительным образованием, а оно было когда-то в составе основного. В школах будут урезать основное образование, сразу давая понять родителям: если хотите, чтобы ваш ребенок вышел более-менее подготовленным к вузу, то вам надо потратиться.

— Закон повлияет на качество образования?

— На мой взгляд, он вообще не предусматривает изменения качества образования. Меняются взаимоотношения образовательных учреждений с обществом. Родители смотрят на школу как на учреждение, которое только и норовит залезть в карман. Но не каждый родитель может платить. А школа не стыдится теперь дать понять: нет денег — образование будет соответствующим. Для бедных, обеспеченных и богатых будут разные уровни образования. Это называется "сегрегация".

— Есть ли у этого закона плюсы?

— Плюс — в самостоятельном использовании средств директорами школ. Но сколько выделят на самостоятельность? На многие вопросы нет ответов.

Надо пробовать, надо развиваться

Генриетта Татарникова, директор барнаульской гимназии № 42 считает, что закон предоставляет свободу выбора.

 — Генриетта Викторовна, насколько вам понятен № 83-ФЗ? Много ли вопросов возникло при его прочтении?

— Если говорить о сути изменений, то становится другим механизм предоставления средств учреждениям. Во-первых, казенным образовательным учреждениям средства будут предоставляться по-прежнему по смете. И изменить такую смету расходов директор не сможет. Вторая группа — это бюджетные и автономные учреждения. Им будут выдаваться субсидии на реализацию в том числе стандарта. В этой ситуации директор уже самостоятельно принимает решение о том, как деньги разделить. Но самостоятельность директора здесь тоже не абсолютна. Ограничена она государственными общественными органами управления.

— У многих сложилось мнение, что закон отменяет статью Конституции о бесплатном образовании…

— Да, родители почему-то считают, что это закон о переходе на платное образование. На самом деле это не так. В законе бесплатность образования четко закреплена. Более того, гарантии сохраняются в рамках тех часов, которые сейчас определены базисным учебным планом. Это и есть тот заказ, который государство делает и оплачивает. Но есть еще одно направление деятельности любого образовательного учреждения. Это платные услуги. И практически все эти услуги оказывают. Родители имеют право выбора. Например, я хочу, чтобы мой ребенок ходил в школе в этот кружок, тогда я оплачиваю его. Не хочу — не оплачиваю.

— Платные услуги школа оказывает и сейчас. В чем разница?

— Сейчас вся оплата родителей за подобные услуги поступает на счет школы и уходит в бюджет, а уже учредитель вправе распоряжаться, сколько денег и на что выделить. Есть строго утвержденная смета, в которой сказано, сколько процентов выделяется на развитие школы, сколько на единый социальный налог, а сколько на заработную плату. Изменить смету директор не имеет права. Со вступлением в силу нового закона у директора появляется свобода выбора. Деньги не будут уходить в бюджет, а останутся в школе. И за счет средств от платных образовательных услуг я получу право улучшить функционирование всего учреждения.

— К какому типу учреждений вы будете стремиться в 2012 году?

— Я думаю, первый год мы попробуем быть бюджетным учреждением. Управленческий опыт еще у нас небольшой. К тому же мы совсем недавно перешли на самостоятельный баланс, и нам хотелось бы наладить и укрепить самостоятельные хозяйственные отношения со всеми организациями. Хочется провести мониторинг доходов-расходов, а через год мы будем видеть, что мы можем делать, а что нет.

— Сколько сегодня школа зарабатывает самостоятельно и сколько денег поступает из бюджета?

— Бюджет школы составляет около 28,6 млн. рублей, причем 23 млн. поступают к нам из краевого бюджета, а 5,6 млн. рублей — из городского. Есть и внебюджетный доход, который зависит от оказания платных образовательных услуг и помощи родителей.

— Какие дополнительные услуги вы сможете ввести и как будут определяться цены на них?

— Услуги могут быть совершенно разными. Главное — это наличие лицензии, заказ родителей и площади, на которых эти услуги можно будет оказывать. А цены здесь абсолютно договорные. В любом случае спрос диктует предложение.

— Насколько данный закон необходим образовательным учреждениям?

— В любом нововведении есть масса "но", "если", "почему", но надо смотреть, надо работать в тех условиях, которые предлагаются. В Башкирии большинство образовательных учреждений автономны. Значит, в этой системе есть свои плюсы. В то же время, беседуя со своими коллегами в Барнауле, я чувствую их опасения.

Госзаказа на воспитание здесь нет

Евгения Морозова, председатель Алтайской общественной организации "Краевой союз за здоровое развитие детей", член Общественной палаты Алтайского края считает, что сегодня "эффективность российского образования прямо пропорциональна вложенным в него средствам".

— Евгения Васильевна, как директора школ отнеслись к этому закону?

— Позиции очень разные. Директора крупных школ этим законом не напуганы. Они, скажем так, давно живут в условиях конкуренции за ребенка. Они и внутришкольную стратегию строят так, чтобы привлечь к себе как можно больше учащихся. Принцип подушевого финансирования наталкивает их на такие действия. Больше этот закон пугает директоров малокомплектных сельских школ. Опасность в том, что они могут быть признаны неэффективными и не получат госзаказа.

— Тогда каким для них может быть выход из ситуации?

— Курс на реструктуризацию малокомплектных школ в силу их затратности, низких учебных результатов и необеспеченности кадрами взят давно. И все дальнейшие действия правительства — закономерное продолжение этого процесса. Вместе с тем представители "ЕР" пообещали: малокомплектные школы будут сохранены за счет ввода их в перечень казенных учреждений. Уже составлен краевой список таких учреждений. Малокомплектных школ в нем нет. Теперь дело за муниципалитетами: включат ли они такие школы в свои перечни.

— Как повлияет затеянная реформа на качество образования?

— Основная причина принятия № 83-ФЗ заключается в том, что современное образование затратно и малоэффективно. В начале сентября 2010 года вышло постановление правительства № 1505 , в котором обозначены критерии оценки эффективности госучреждений с точки зрения двух позиций — экономического и управленческого потенциалов. Например, при оценке деятельности образовательного учреждения будет иметь значение средняя доля внебюджетных средств в общем объеме финансового обеспечения, средний рост доходов учреждения, рост заработной платы и т. д. То есть будут учитываться экономические показатели. Да, когда образовательные учреждения находятся в условиях конкуренции, учителя стремятся лучше работать. В плане обучения дела не так уж и плохи: есть определенная планка, которую нельзя не достичь со своими учениками. Это, например, аттестация за девятый класс или ЕГЭ. Но ведь образование — это еще и воспитание. Как будет оцениваться этот аспект, непонятно. Можно сказать, госзаказа на воспитание в № 83-ФЗ нет.

— То есть директора школ должны стать менеджерами?

— Да. Директор старого, гуманистического образца, директор — духовный наставник и стратег в первую очередь, и хозяйственник во вторую, сегодня неэффективен.

— Кто тогда будет переучивать "старых гуманистов"?

— Сама жизнь и новые условия. Бюджетное учреждение по Гражданскому кодексу — это учреждение, за которым стоит субсидиарная ответственность государства. Но в № 83-ФЗ государство снимает с себя эту ответственность и предоставляет образовательным учреждениям свободу действий при выборе той или иной организационно-правовой формы. А переход в новый статус потребует от руководителя и новых качеств.

— Не будет ли в таком случае нарушаться статья Конституции о бесплатном образовании?

— Теоретически это возможно. Четкой границы между платным и бесплатным образованием нет. Понятно, что госзаказ для каждого региона будет формироваться исходя из финансовых возможностей. Обещают, что он в полном объеме обеспечит госстандарт. В него фактически входят все школьные предметы. А принцип платности будет распространяться на то, что выходит за пределы стандарта. Но госстандарт второго поколения принят только для начальных школ. Каким он будет для девятилетнего и среднего образования, неизвестно.

Справка

В Барнауле работают 317 учреждений образования.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость