Образование

Детские сады готовятся к новой системе финансирования

С 1 июля 2012 года в России вступит в полную силу федеральный закон № 83, принципиально меняющий систему финансирования бюджетных учреждений, в том числе и образовательных. Уже до конца этого года руководители учреждений дошкольного образования должны изучить новые методики и определить, какой тип финансирования они будут внедрять. Власти призывают подойти к этому процессу рационально, без излишних возмущений. Разработчики поясняют: очередей в детские сады не будет, качественным дошкольным образованием будут охвачены все дети вне зависимости от места жительства и достатка семьи.

Насколько это сопоставимо с реальностью?

Детский сад.
Детский сад.
Анна Зайкова

Будущее

Новый федеральный закон должен многое изменить в существующих порядках и, как убеждены разработчики, непременно в лучшую сторону.

– Государственное внимание к дошкольному образованию с каждым годом повышается, – уверяет Татьяна Абанкина, директор центра прикладных экономических исследований и разработок института развития образования. Недавно она проводила в Барнауле межрегиональный семинар для руководителей дошкольных учреждений. – В этом году мы разработали методику для расчета нормативных затрат на обучение и содержание детей в детских садах. Принципиально, что для дошкольного образования эти услуги разделены: обучение – бесплатно, за счет бюджета, содержание – на 20% за счет родителей, на 80% – за счет муниципалитета. Бюджетные и автономные учреждения перейдут на финансирование по заданию учредителя, казенные будут финансироваться по смете. За оставшееся время мы должны определить, какой тип наиболее соответствует конкретному учреждению с учетом его специфики. Мне кажется, в этом вопросе трудно идти по пути общих рекомендаций. Например, на мой взгляд, малокомплектные детские сады и школы должны оставаться казенными. В дотационных муниципалитетах, где не хватает собственных бюджетных ресурсов, садикам должна оказываться поддержка за счет другого уровня бюджета. А ко всему прочему переход к нормативным затратам позволит избежать распространенного кое-где остаточного принципа финансирования детских садов.

Прозрачность

Как правило, содержание дошкольника в садике обходится родителям дороже установленных законом 20% за счет "добровольных пожертвований" и "спонсорских взносов". Не вырастут ли затраты и как новый закон отразится на семейном бюджете?

– Обсуждение и принятие
83-го закона сопровождалось опасениями о расширении платных услуг в дошкольном образовании, – продолжает г-жа Абанкина. – На самом деле, они необоснованны. Напротив, теперь объем бесплатных образовательных услуг будет зафиксирован. Все льготные категории (малообеспеченные и многодетные) сохранятся. Естественно, бюджетных средств никогда полностью не хватает, "спонсорскую помощь" никто не отменит, но новый закон упорядочит эту ситуацию и сделает ее прозрачной. То есть теперь родители будут знать, какие услуги предоставляются бесплатно, какие платно и на основании чего. 

Настоящее

– Политика государства последние годы ориентирована на повышение рождаемости. Но ведь ребенка недостаточно просто родить, его нужно еще и воспитать. Где? В каких условиях? – говорит Татьяна Семенова, заведующая детским садом № 7 в с. Тундриха Залесов­ского района. –  В нашем детском саду одна группа, куда ходит 15 человек разного возраста. Родительская плата – 800 рублей в месяц (льготники, как и положено, платят меньше). Эти деньги мы расходуем на хозяйственные нужды и питание для ребятишек. Хватает ли? Вот я посчитала недавно, что по нормативам и с учетом нынешних цен питание одного ребенка обходится в среднем в 940 рублей. Получается, что мы вынуждены своих детей ограничивать в главном.

Нет в сельских садиках и современной игровой среды. Конечно, многое делаем сами. Например, у нас большая часть мебели – шифоньерчики, креслица и т. п.  – сделана руками родителей. Воспитатели делают наглядный и счетный материал из соленого теста, шьют и вяжут одежду для кукол. Шторы, покрывала – тоже все наше. Общими усилиями создаем уют. Садики в райцентрах живут немного лучше за счет того, что у них родительская плата выше. Наши такого себе позволить не могут, так дети-то при чем? 

Бюджетные деньги тратятся на зарплату воспитателям, налоговые отчисления и связь – больше ни на что не хватает. На год нам выделили 500 тысяч рублей. Я считала, что, если бы мы работали по системе подушевого финансирования, нам должны были бы выделять в два раза больше. Дошкольное образование, возможно, и не имеет прямого отношения к Году учителя, но все же это первичная ступень в системе образования. И у нас есть актуальные проблемы, которые нужно решать, не дожидаясь Года воспитателя.

Юрий Денисов,
руководитель краевого управления по образованию и делам молодежи:

Переход на нормативное финансирование детских домов в Алтайском крае позволил увеличить их финансирование практически в полтора раза. Если же нормативное финансирование составит угрозу тем или иным учреждениям образования, то им будет присвоен статус казенного учреждения.

Справка

В Алтайском крае определено шесть дошкольных образовательных учреждений, на базе которых проводится расчетная апробация модельной методики нормативно-долевого финансирования. В селах выбраны малокомплектный, комбинированный и разнорежимный детские сады. В городах Барнауле и Бийске – негосударственный и компенсирующий. Задача руководителей системы образования – на их примере рассчитать нормативы по финансированию с учетом специфики этих учреждений. Полученные данные будут переданы в федеральный институт развития образования.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость