В этом году сюрпризов не было: учителя и ученики знали обо всех возможных изменениях уже в декабре. Небольшие новшества коснулись критериев оценивания и процедуры проведения ЕГЭ.
На экзамен по русскому языку добавили 30 минут. Теперь он длится 3,5 часа. По словам Ольги Николаевны, это самое ожидаемое изменение.
- Если ребята со средними способностями порой даже уходят раньше, то сильным часто не хватает времени на то, чтобы что-то дописать или перепроверить. И эти полчаса очень существенны для нас.
Теперь работы учеников проходят более строгую проверку: если раньше каждый критерий оценивался отдельно, то теперь ошибка в одном может повлечь за собой нулевые отметки по другим. Так, в случае неправильной постановки проблемы, баллы не начисляются также за комментарий к сформулированной проблеме, отражение авторской позиции и аргументацию собственного мнения. То есть, по всем четырем пунктам школьники теряют сразу треть баллов из тех, что можно получить за часть С.
Высокие результаты
Сегодня новшества доходят до школ быстро, перепрофилирование учителей проходит своевременно, поэтому повторы старых ошибок сходят на нет. С каждым годом результаты алтайских школьников стабильно улучшаются.
- Я с точностью могу сказать, что на сегодняшний день наш регион готов к проведению ЕГЭ. Экзамен стал наконец привычным и понятным и для педагогов, и для выпускников, выработалась стратегия подготовки, пробные проверочные работы позволяют за несколько месяцев до экзамена понять, на какие примерно баллы ученик может претендовать.
Уже сейчас появляются КИМы 2014 года, в которых заложены возможные изменения. Школьники могут сами скачать примерные задания и тренироваться. Подготовка к ЕГЭ давно перестала быть проблемой, но в то же время возросла ее серьезность: об итоговом экзамене начинают задумываться уже в средней школе.
Растет у нас и количество стобальников. Ольга Николаевна считает, что высший результат получить реально. Он складывается из старательной работы школьника и педагога, способностей ученика и его базовых знаний. При том условии, что он справляется с волнением.
- На результат влияют многие факторы: умение переключаться с одного задания на другое, контроль и собранность, амбиции и мотивация к поступлению в престижные заведения. Одно дело, если человек хочет просто сдать экзамен на положительный результат, и другое - когда он желает высокой оценки.
Плюсы и минусы
С результатами ЕГЭ абитуриент имеет право на поступление в любой вуз. И это прекрасно. По мнению Ольги Николаевны, преимущество устойчивой формы экзамена плавно перетекает в недостаток, поскольку нельзя отрицать, что тестовая система исподволь навязывает несколько шаблонное мышление.
- Этот экзамен не позволяет выявить сильные и слабые стороны ученика. Творческие ребята порой не получают самовыражения. Мы говорим таким школьникам, чтобы оставили свое мыслетворчество для университета: ЕГЭ требует четкого выполнения заданий по заданным критериям. Я думаю, это еще скажется отрицательно, если мы дальше будем применять тестовую систему экзамена без альтернатив.
Альтернативная форма нужна для более слабых ребят, тем, для кого русский язык не родной, и для специальных вузов, где требуются особые навыки.
На вопрос, нравится ли ей проверять сочинения школьников, Ольга Ляпина отвечает так:
- Ни одна проверка не обходится без забавной путаницы слов и фактов, смешных фраз, речевых неточностей - и вот уже проверяющий читает вольный или невольный "шедевр мысли". За такие моменты я люблю проверку сочинений, они радуют и помогают снять усталость.
Мода на высшее образование
В этом году число заявлений в вузы сильно возросло как в крае, так и по всей стране. Не пугает абитуриентов даже сокращение бюджетных мест. По словам Ольги Ляпиной, это отчасти результат ЕГЭ, ведь те, у кого высокие баллы, стараются подать заявления куда только можно. Но главная проблема "сидит" глубже.
- Сейчас стало не просто модно, а нормально поступать в вузы. Исчезла система начального профессионального образования в масштабах страны. Да и негде стало трудиться рабочим рукам. А ведь далеко не все нуждаются в высшем образовании. Еще одно неверное, но устойчивое мнение: получить "корочки", а потом пойти работать "куда-нибудь". Люди не осознают, что диплом о высшем образовании не всегда помогает найти себя в жизни. ЕГЭ не мешает выпускникам состояться в профессии, но не способствует этому.
Улучшить ситуацию может восстановление ступенчатой системы образования, хорошего вектора выбора профессий и наличие достаточного количества рабочих мест. Уже укрепившуюся систему подготовки школьников отменять не только нельзя, но и бессмысленно: она не решит проблему занятости молодых специалистов. А это гораздо важнее, чем форма выпускного экзамена.
Перлы-2013
Противоречивость Плюшкина
- В этом году школьники решили по полочкам разложить характер гоголевского героя. Орфография и пунктуация сохранены.
- Противоречивость в характере Плюшкина заключалась в том, что он вроде хитрый, но нерешительный, мягкий и стиснутый.
- Добродушие Плюшкина было обусловлено терпением на зажравшийся народ.
- В Плюшкине постоянная борьба светлого угасающего щедрого начала с гнусным жадным окончанием.
- Противоречивость Плюшкина была в том, что он не был похож на себя. Был молчалив, прятал деньги. А это было несвойственно его манере. Он был ошарашен деньгами. И не сильно понимал, что с ними делать.
Русский язык (1 волна)
- Автор считает, что человек должен полностью состоять из культуры.
- Бедный ребенок плакал на взрыв.
- Люди видят все в пасмурных, темных тоннах.
- Кутузов в романе "Война и мир" жестоко обманул Татьяну.
- У Булгакова в романе было два главных героя: Иешуа и Архипелаг Гулаг.
- Стихотворение Горького "Дед Мазай".
- Авторская позиция заключается в том, что герой махал головой и поглядывал.
- Автор ставит проблему упущенности родителей над своим ребенком.
Русский язык (2 волна)
- Герои не успевают прощупать жизнь со всех сторон.
- Автор знал, что с обаянием справиться очень трудно, и напесал эту тему. А если обаятелен и красив? То это совсем плохо. У моей подруги было эти два сочетания. Она не знала, что делать, куда пойти...
- Порой даже войны случались из-за элементарной обаятельности.
Литература
- По словам Л. Троцкого, только Есенин смог обнять всю Россию.
- Автор осмеливается передать такой патриотизм к Родине, что даже осмеливается назвать Русь "женой".
- А. Ахматова всегда славилась умением складывать строки в единое целое.
- Мне на глаза бросается сходство.
- Жители города N сами себя и обманули, затуманили себе мозг.
- Вот моя деревня, вот мой дом родной. Вот спускаюсь в санях по тропе крутой.
- Русь прекрасно омыта кровавыми морями.
Пробный ЕГЭ
- Пройдет в жизни еще немного времени — и ты уже дизайнер-интерьер.
- Сейчас культурным современным людям тяжело общаться с советскими людьми. Порой советских людей раздражает разговорная речь культурных современных людей.
- Деффис нашего времени: выживет сильнейший.
Анастасия Голенок
Самое важное - в нашем Telegram-канале