Образование

Каково растить детей будущего в глубинке

С сентября во всех школах России воспитывают первоклассников нового поколения. Предполагается, что, учась по одноименным стандартам, они будут качественно отличаться от своих предшественников инициативностью, целеустремленностью, социальной активностью и пр.

Если верить всему, что по этому поводу уже наговорили чиновники от образования, условия, в которых сегодня учатся дети из алтайской глубинки, должны быть не хуже, чем, например, в гимназии Московской области. Или как минимум Барнаула... 

Работа школы должна быть организована так, чтобы дети могли находиться в ней с утра и до вечера.
Работа школы должна быть организована так, чтобы дети могли находиться в ней с утра и до вечера.
Михаил Хаустов

Несовместимость

Впрочем, под единым соусом всеобщего блага почему-то были поданы плохо сочетающиеся блюда: равенство (школьников) и конкуренция (учреждений образования). 

– Каждая школа будет осуществлять внеурочную деятельность исходя из собственных возможностей, каждый классный руководитель будет составлять программы, основываясь на особенностях класса. Это еще один способ привлечь учеников в школу или оттолкнуть их от нее. Чем лучше материально-техническая база, чем шире круг секций и кружков, предлагаемых школой, тем больше шансов, что родители поведут в нее своего ребенка, – писала на педагогическом форуме АКИПКРО Наталья Васильева, учитель начальных классов Заринской школы № 7 (здесь стандарты для начальной школы внедрили в 2010-м).

Сегодня она дополняет:

– В будущем году мой ребенок станет первоклассником. Готовимся к этому событию за год, смотрим, какие услуги дополнительного образования предлагают школы. Я вижу, что даже внутри нашего маленького города у школ разные направления, продиктованные неодинаковыми стартовыми возможностями. В одной, например, есть танцевальная секция, в другой нет, так как отсутствует помещение… И так далее.

Реальность

Близость к эталону в малокомплектных школах невозможна по меньшей мере по трем причинам.

– Из-за недостатка детей у нас в школе некоторые уроки проходят в условиях классокомплекта, т. е. первоклассники посещают совместные занятия с ребятами постарше (из 3-го и 4-го классов). Получается, что учителю необходимо составлять урок так, чтобы он подходил и для тех, кто учится по старым стандартам, и для тех, кто начал учиться по новым. И потом, оттого, что первоклассников мало (всего трое), мы привлекаем на дополнительные внеурочные часы других ребятишек, – рассказывает Марина Маслова, директор Шипицинской школы Тальменского района.

Примерно то же самое рассказывают ее коллеги из других школ края. Немудрено, что от недостатка детей возникают и кадровые проблемы. Если учителя не хотят ехать в глубинку преподавать общеобразовательные дисциплины, то кто заставит их работать на низкооплачиваемой работе педагога дополнительного образования?

В некоторых селах выручают районные центры дополнительного образования. Но и они есть не везде. 

– Центры дополнительного образования у нас в основном расположены в райцентре, в селах их нет, – говорит Владимир Манилов, директор Михайловской школы Бурлинского района. – Но у нас есть просто увлеченные люди, которые ведут кружки изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Им и раздаем часы. Но неохваченными остаются другие области, прописанные по закону.

Условия обучения также далеко не везде одинаковые. Комнаты релаксации, кабинеты психолога, танцевальные классы, да что там говорить, даже спортивные залы для некоторых школ – роскошь, пока непозволительная. Весной по краевому конкурсу десять малокомплектных школ получили интерактивные доски (положенные по стандартам). Остальные ждут, пока появятся средства.

И хотя на переоснащение постоянно выделяют немаленькие деньги, их все равно не хватает.

– Получая деньги, мы, директора школ, усиленно доделываем то, чего у нас недоставало: ставим душевые, проводим горячую воду (данные требования прописаны в новых СанПиН для школы, вступивших в силу с 1 сентября. – Авт.), – говорит Татьяна Воронова, директор Хлопуновской школы Шипуновского района. – Ждем, когда привезут в первый класс новые парты, конторки…

Идея-то хорошая

– Мы проводили исследование, которое показало: то, что понимают под малокомплектной школой в Якутии и в Ингушетии, – разные вещи. Соответственно то, что хорошо в одном регионе, не работает в другом, – признает Елена Низиенко, директор департамента общего образования Министерства образования и науки РФ. – В территориях, где большое количество сельских и малокомплектных школ, возникают вопросы о том, как правильно организовать внеурочную деятельность. Как правило, активно привлекают имеющиеся учреждения спорта. Но такого рода сотрудничество законом еще не урегулировано.

– Вообще идея хорошая, – продолжает Владимир Манилов. – Но абсолютно равных возможностей у детей все равно не будет. Мы были в Барнауле, в 42-й гимназии, посмотрели, какие там у детей возможности, и у нас какие… Что смеяться-то?

Вот оно чувствуется, что вроде мы должны быть впереди планеты всей, но оно не получается… Почему? Может, потому, что не хватает нам какой-то информации. Да и слишком мы привыкли, что за нас кто-то все решает, а сейчас таких прямых указаний нет. Получается, что каждая школа должна вариться в собственном соку, а возможности разные абсолютно. Хотя изменения есть: вот положена в школе горячая вода по СанПиН, значит, она будет и в Москве, и в Михайловке.

Татьяна Воронова,
директор Хлопуновской школы Шипунов­ского района:

У нас и раньше все дополнительные занятия проводились бесплатно, и раньше родители не платили за то, что их дети ходят в кружки. Откуда у них деньги-то? В селе есть спортивная школа, так в ней все желающие занимаются совершенно бесплатно.

Справка

Согласно стандартам внеурочную деятельность ученикам начальной школы предлагается проводить по следующим направлениям: художественно-эстетическое, военно-патриотическое, спортивное, проектное и общественно полезное. Работа школы должна быть организована так, чтобы дети могли находиться в ней с утра и до вечера.

Факт

В большинстве сельских школ Алтайского края дети занимаются до обеда, т. к. в зданиях не предусмотрены места для отдыха. Мало где решены также вопросы со вторым горячим питанием (которое необходимо в условиях "полного дня").

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость