Образование

Какой эффект мы получим в результате реформы школьного образования?

Проект федеральных образовательных стандартов для старшей школы вызвал не меньше шума, чем в свое время законопроект "О полиции". В результате он был скорректирован с учетом наиболее острых замечаний. Стандарты для старшеклассников пока не спешат утверждать, но уже понятно, что система образования сменила курс на узкую специализацию будущих выпускников школ. Разработчики говорят, что в перспективе состоится переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей и что реформа перекует школьников-эрудитов в школьников-специалистов. Оппоненты уверены – это приведет к "дебилизации нации".

Урок химии.
Урок химии.
Михаил Хаустов

Андрей Фурсенко,
министр образования России:

Сегодня главный ограничитель инновационной экономики – кадры. Нам нужны другие кадры, которые должны постоянно совершенствоваться. Технологии в промышленности меняются быстро. Поэтому специалист должен иметь "вкус" к развитию, чтобы не стоять на месте и использовать новые технологии.

Недовольных больше

Как вы относитесь к введению нового образовательного стандарта для старшеклассников, по которому обязательными остаются только три предмета, а остальные будут изучаться по желанию?

 

фев.11 

Целиком положительно

Скорее положительно

11 

Скорее отрицательно

22 

Резко отрицательно

55 

Затрудняюсь ответить

10 

Опрос 1 600 россиян проведен 11–14 февраля 2011 года "Левада-Центром" до внесения поправок в законопроект.

Не потрудились прочитать

Наталья Калашникова,
проректор Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования:

Я однозначно выступаю за предстоящие реформы. Напичкать голову знаниями на всю жизнь невозможно – они устаревают достаточно скоро, а вот научить ребенка самостоятельно осваивать различные способы познавательной деятельности – вполне реально. Именно на последнее очень четко ориентирован новый образовательный стандарт. Теперь недостаточно дать ребенку материал и сказать: "Иди учи", – как это в свое время делали наши учителя. Нужно организовать обучение так, чтобы знания формировались в процессе деятельности. Дети должны научиться принимать решения, отвечать за них и так далее. Ведь именно такие навыки и пригодятся потом в жизни. И то, что такая задача поставлена, – очень серьезный шаг вперед.

Фундаментальные знания хороши, но в практических ситуациях дети (а потом и взрослые люди) не могут ими воспользоваться. Их не научили.

Да, такая реформа затрагивает очень многие ценностные ориентиры старшего поколения, в том числе учителей. Но наиболее резкие возмущения, на мой взгляд, выражают те, кто попросту не читал новых стандартов. Начинают придумывать, что государство будет финансировать только четыре предмета, и прочее.  Даже неприятно слушать! Все будет финансироваться, просто помимо обязательного минимума ребенок в старших классах сам сможет набирать себе профильные предметы. Нечто подобное давно практикуется на Западе. Причем отмечу, профиль не подразумевает жестких рамок. Его границы достаточно широки, они открывают простор для целого ряда специальностей. Вот, например, есть дети, которым ужасно сложно дается математика. А они вынуждены тратить время (это в старших-то классах) на преодоление того, что в дальнейшем все равно не пригодится. Новый образовательный стандарт освобождает время для того, чтобы дети серьезно и глубоко занимались тем, что им действительно нужно. Это помимо прочего способствует развитию навыков планирования.

Хотя, я считаю, общество должно быть готово к тому, что изменения потребуют времени. Они не произойдут сиюминутно.

Все вращается вокруг них

Виктор Мусько,
исполнительный директор краевой программы "Будущее Алтая":

Мы в системе довузовской подготовки неоднозначно относимся к изменениям образовательной системы. Реформирование идет не первый год, и, на мой взгляд, можно делать кое-какие выводы.

Современные школьники и студенты никому ничего не должны, они могут себе позволить ссылаться на Пелевина, утверждать, что Солнце вращается вокруг Земли, и так далее. Они, к сожалению, убеждены, что все вращается вокруг них: и Солнце, и общество, и родители. Среди молодежи максимально культивируется и тиражируется единственный взгляд на вещи: нужно получить все и сразу. Это, кстати, поощряется родителями и учителями.

Печально, что уже подросли педагоги, воспитанные на этом. Они претендуют на такое же отношение к себе. Например, сегодня практически любой учитель убежден, что может на любом педагогическом материале у себя в классе найти способного ребенка, представить его на оригинальный конкурс и быстро получить на этом дивиденды для себя любимого. 

Мы все вместе, всем миром выращиваем людей, которые не готовы к последовательному, продолжительному и качественному труду. Откуда же в таком случае взяться добросовестным, ответственным работникам, готовым поднимать имидж компании, города, региона, государства?

Старая система образования очень много ресурсов вкладывала в то, чтобы дети получали системные, фундаментальные знания. Предполагалось, что в будущем все вернется сторицей. Что ж, посмотрим, что получится из нововведений.

Компетенция – это модно

Марина Ермоленко,
учитель истории и обществознания гимназии № 42, победитель конкурса "Учитель Алтая-2011":

Пока рано говорить о том, что нас ждет в итоге преобразований. Пока даже не совсем понятно, как все это будет работать на практике.

Конечно, в основе реформ лежит задача развивать у детей компетентность. Это слово сегодня стало таким модным и частоупотребляемым…  Мы формируем различные компетенции: информационную, коммуникативную, социальную, учебно-познавательную. Наверное, после всего этого ребенок должен быть приспособленным к существованию в современном информационном обществе.

Но несмотря ни на что, стандарт – это только основа, которая само собой корректируется в процессе деятельности. Учителя ведь живые люди, а не роботы, а поэтому занимаются еще и духовно-нравственным развитием маленького человека. То есть я хочу сказать, что за всеми нововведениями и новшествами нельзя забывать о душе ребенка. Я на своих уроках стараюсь использовать новые технологии, современное оборудование,  но все-таки понимаю, что живое общение гораздо важнее.

Очень многое зависит от учителя – ведь именно ему предстоит работать с документами и внедрять те самые стандарты.

Я бы пока не судила, но и не приветствовала то, чего, по существу, нет. Когда появится поколение, изначально выращенное, воспитанное на этом всем, мы сможем сказать, хорошо это было или плохо.

Кто нам нужен: специалисты или эрудиты?

Иван Ефимкин,
пенсионер:

Дети должны быть умными, образованными и любить родину. Наш министр образования лично мне не внушает доверия. Не надо было ломать сложившуюся систему. Все-таки неплохие у нас были школы и институты. И наши ученые очень ценились всегда. А что теперь будет, непонятно.

Михаил Бородулин:

В нововведениях есть как плюсы, так и минусы. Все-таки ребенок не может достоверно определиться с профессией. Он еще сто раз изменит свое мнение о жизни и о будущем, прежде чем вырастет. Так что выбранная специальность может и не пригодиться.

Ксения Наумова,
девятиклассница:

С одной стороны, хорошо, что можно вы­брать предметы нужные для профессии. С другой – приходится подстраховываться. Например, у меня выбор между гуманитарной и физико-математической специальностью. Больше хочу быть гуманитарием, но понимаю, что историю я сама смогу выучить, а вот физику без преподавателя не пойму. Вот и учусь в физмате.

Что изменится в российских школах с внедрением новых стандартов?

К переходу на новые образовательные стандарты многие регионы России в порядке эксперимента начали готовиться еще в 2008 году. Принципиальное отличие нововведений заключается вот в чем: раньше имел вес только результат обучения, теперь бонусом – условия и структура образования. Директора должны обеспечить необходимую материально-техниче­скую базу, учителя – организовать обучение с прицелом на развитие индивидуальных способностей ребенка, а со стороны родителей предполагается контроль над учебным процессом. Без соблюдения всех условий школа не вправе внедрять стандарты.

Это обстоятельство, по мнению членов комиссии по развитию образования Общественной палаты РФ, вызывает определенные сложности: кто несет ответственность за обеспечение условий внедрения стандарта?

– Везде, где написано: "Образовательное учреждение должно" должно быть: "Учредитель должен". В противном случае виноватым во всех проблемах материального характера, когда с регионального уровня поступает недостаточно средств на выполнение стандарта, окажется директор, – высказался по этому поводу в одном из докладов Александр Адамский, ректор Института проблем образовательной политики "Эврика".

Впрочем, наряду со сложностями внедрение стандартов дает образовательным учреждениям большую свободу в определении образовательных программ, позволяет сделать шаг к индивидуализации обучения.

Так или иначе залогом успешного внедрения новинок является  подготовка кадров.

Елена Никитенко,
руководитель центра раннего развития детей "Грани":

По новым образовательным стандартам преподавать будут все те же учителя, которые на протяжении, скажем, 20 лет работали одним и тем же образом. Новые условия, конечно, станут для них стрессом.

Александр Карлин,
губернатор Алтайского края:

Мы привыкли принимать очень активное участие в обсуждении законов, но давайте договоримся, что как только этот документ будет принят, мы будем работать на него. Это, пожалуйста, себе зарубите.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость