Представьте себе мир, в котором каждый человек умеет самостоятельно выбирать. Неважно, что – кровать или вуз, газету или вино, спутника жизни или место для шашлыка. Неважно, как - импульсивно или с расстановкой, умом или сердцем, моментально или после раздумий. Важно, что самостоятельно.
Это ж скольким сферам в нашей жизни придётся кардинально поменяться! В системе образования уже не прокатит легендарное "Учи это четверостишие, потому что вот". Из рекламы исчезнут шедевры типа "Мега-супер-звезда выбирает наш товар, и вы туда же". Бизнес-гуру потеряют клиентов, ищущих "универсальное решение проблем управления персоналом". Да и щиты с политической рекламой наверняка приобретут иной вид.
Это слишком сложно, поэтому такое "самостоятельное будущее" не наступит никогда. Людям свойственно быть уверенными, "какими именно должны быть наши дети и мир вокруг".
"Полагать, что духовный мир человека, мера его интеллектуального развития, физическое и психическое здоровье - его личное дело, мне кажется ошибочным подходом", - считает участник одной из интернет-дискуссий.
Вот и трещат копья в клубах, сообществах и на кухнях – как воспитывать новое поколение, как сформировать из них правильных, дисциплинированных, любознательных, умеющих концентрировать внимание, послушных, умных, талантливых, находчивых, интересных (ненужное зачеркнуть, недостающее вписать).
"Лучше уж насильно старыми методами, чем дать свободу. Свобода убьёт мотивацию к знаниям напрочь у 90% школьников. Смею предположить что "выбрать сладкое" предпочтут около 85% в детском возрасте, нежели выбрать горькое", - сетует другой сторонник "жесткого подхода к вопросу выбора".
Мне удивительно, но почему считается, что "учиться" для ребенка равно "горькому"? Почему с такой убежденностью детям отказывают в стремлении познавать мир? Быть может, детей несколько напрягают милые нашей традиционной школе лекционные, пассивные методы? Быть может, их настораживает наше неумение или нежелание ответить на вопрос "Зачем?".
"Позволь ребенку питаться самостоятельно - выберет ли он полезную, но отвратную овсянку или восхитительный обед из МакДональдса, способный разрушить его организм за пару лет? Мне кажется, в интеллектуальной сфере наблюдается точно такая же зависимость - вместо шедевров человеческой мысли клавиатурные щелкунчики могут выдать лишь: "аффтар жжот!", поскольку в результате самостоятельных занятий у них нет ни вкуса, ни знаний, ни ума, ни фантазии. Наверно скоро их перестанут учить ходить, говорить и писать - это ведь тоже насилие над ребенком. Пусть развиваются самостоятельно", - пишет человек, для которого "самостоятельность" и "одиночное плавание" - понятия идентичные.
Но ведь научить самостоятельному выбору и бросить "сам разбирайся" - это разное. Мудрый взрослый предлагает спектр вариантов и рассказывает о возможных последствиях. А "командир" чеканит: "Я сказал - овсянка, потому что я сказал". Зачем превращать разнообразный мир в дуальный - "овсянка против Макдональдса"? Добавьте в меню груши, салат "Цезарь", лазанью, голубцы, клубнику в молоке, блины со сметаной, запеченную в золе картошку ... И вот уже нельзя точно и определенно сказать, что выберет ребенок.
Не мы ли сами сознательно портим себе впечатление от молодого поколения? В таком контрастном мире родители не знают ничего между "жёсткой командной дисциплиной" и "вседозволенностью". При этом обедняют себя на миллионы цветов солнечного спектра.
Учить выбору, по моему личному мнению, надо лет с двух-трёх. Ибо этот "предмет" за ночь не выучишь, и к 8-9 классу "оно само" не сложится. Но приходится часто сталкиваться с тем, что умение делать аргументированный выбор, умение понимать и формулировать свои желания, уметь искать и обрабатывать информацию, необходимую для выбора, считаются какими-то естественными, сами собой складывающимися навыками.
В три года ребенка можно научить выбирать игрушку, слушать себя и отказываться от чего-то в пользу чего-то. Это первая стадия умения. В 4 года ребенка вполне можно научить выбирать себе занятие и прогнозировать плюсы и минусы того, на что он сейчас потратит своё время. Можно научить выбирать игры и научить искать информацию о том, что ребенку неизвестно - можно учить задавать вопросы и слушать ответы. В 5-6 лет можно научить договариваться в группе, чему в каком порядке будем вместе учиться, чем заниматься.
Тогда уже к 8 годам ребенок вполне обоснованно может сказать, почему он предпочитает одно занятие другому не на уровне "нравится - не нравится", а на уровне "это для меня важно, потому что..." И только тогда можно смеяться над тем, что десятиклассник оперирует исключительно аргументами "нравится - не нравится".
Только взрослый может помочь такому самостоятельному ребенку вырасти. Слышать, расширять горизонты выбора. Показывать, что кроме сидения у телевизора и за компьютерными играми есть еще 120 вариантов игр во дворе, 200 вариантов игр-головоломок, 200 вариантов творческих занятий. И не просто сказать "займись чем-нибудь, много же есть чем заняться", а сделать вместе, показать как, выйти во двор и собрать ребятню хотя бы на "цепи кованые".
Так ли разнообразен наш личный досуг, чтобы нашим детям было с кого брать пример? Как вы учите своего ребенка быть самостоятельным? Какой шедевр человеческой мысли вы читаете сейчас и о каком шедевре сегодня разговаривали со своим ребенком?
Самое важное - в нашем Telegram-канале