Образование

Как "мобильные" учителя будут заманивать молодых педагогов в села

В школах Алтайском крае к началу учебного года в последнее время не хватает в среднем от 300 до 500 учителей. В большей степени это касается сельских учреждений в отдаленных районах. Несмотря на действующие меры - «подъемные» и надбавки к зарплате - молодые учителя неохотно идут работать по специальности. Так что приходится придумывать новые методы. Один из них - проект педагогического инкубатора, который запустило сообщество "Мобильный педагог" в Михайловском районе.

Школьная линейка. Учитель. 1 сентября.
Школьная линейка. Учитель. 1 сентября.
СС0

Что такое «Мобильный педагог»

Идея создания сообщества «мобильных педагогов» принадлежит начальнику отдела воспитания, дополнительного образования и оздоровления Минобра Юлии Мамчур.

Основными принципами сообщества стали «взаимодействие наиболее успешных и интересных педагогов с остальными членами педагогического сообщества, сокращение разрыва между организациями с высокими и низкими результатами, совершенствование качества образования и повышение престижа профессии педагога».

За всеми этими «документальными» словами скрывается одна цель - не бросить молодого педагога на произвол судьбы и сделать все, чтобы он хотел жить и работать в районе.

«Мобильными» стали опытные педагоги с активной жизненной и профессиональной позицией - прогрессивные учителя, которые не только преподают, но еще участвуют в общественных проектах. Это учителя-победители профессиональных конкурсов, новаторы.

Они обмениваются опытом с коллегами в отдаленных районах края, проводят мастер-классы и открытые уроки. Актуальность этой работы очевидна: 82% школ крае — сельские.

Учитель.
СС0.

"Мобильные педагоги» создали проект «Муниципальный педагогический инкубатор», где молодым учителям оказывают любую помощь - социальную, методическую, психологическую. Недавно проект получил президентский грант в размере почти полмиллиона рублей.

Зачем нужен инкубатор

По словам руководителя педагогического инкубатора, учителя информатики Михайловского лицея Татьяны Кирилловой, средний возраст кадров в крае растет: 38% педагогов сейчас от 55 до 72 лет. По оценкам специалистов, в течение ближайших пяти-шести лет из школ уйдет значительная часть опытных учителей, кадровый состав будет «омолаживаться». А молодому учителю не так просто войти в рабочий процесс.

У большинства есть профессиональные затруднения: одно дело - изучать педагогику в вузе, другое - на практике в конкретной школе. В условиях новых федеральных образовательных стандартов и быстро появляющихся новых технологий молодой учитель вообще чувствует себя растерянным.

Урок. Школа.
Анна Зайкова

Этот процесс усугубляется тем, что социальный статус профессии учителя в обществе снижается - сюда входят и финансовые вопросы (зарплаты по-прежнему низкие), и психологические проблемы (на фоне участившихся конфликтов учителей, учеников и родителей).

Татьяна Кириллова,
руководитель педагогического инкубатора, учитель информатики Михайловского лицея:

Молодые педагоги в селе нуждаются в том же, что и городские. Это и методическая помощь: составление учебных программ, подготовка планов уроков, освоение методов и приемов обучения, помощь в организации внеклассной работы, работа с родителями, социально-бытовые вопросы. Здесь важна информация о предоставляемых субсидиях и других мерах поддержки.

Проект «Мобильный педагог» и инкубатор призваны скооперировать опытных и молодых учителей, чтобы решить все эти проблемы.

Татьяна Кириллова,
руководитель педагогического инкубатора, учитель информатики Михайловского лицея:

На мой взгляд, компетенции учителя изменились. Появилась необходимость работы в команде. Она нужна для любых проектов: учебных, управленческих, творческих. Педагоги должны развивать компетенции из области дизайн-мышления. Это совершенно иные подходы в обучении, чем, предположим, лет 10 назад.

Обучение.
СС0

Как устроен инкубатор

Резидентом инкубатора может любой молодой педагог в возрасте до 35 лет. Это универсальная стартовая площадка. Молодого учителя сопровождает тьютор, помогая ему во всем.

Инкубатор состоит из трех уровней («этажей»). В каждом из них молодой учитель будет подтверждать свои профессиональные компетенции. Этаж состоит из трех секторов – «Преодоление профессиональных затруднений», «Зеленый педсовет», «Трибуна идей». Резидент, достигнувший определенного уровня, выпускается из инкубатора. Ему выдают сертификат, и он сам может стать тьютором.

По задумке организаторов, проект позволит выявлять все больше учителей с новыми педагогическими идеями и «закреплять» их в профессии.

Уникальность инкубатора в том, что он действует на уровне всего района, а не в отдельно взятой школе, и есть возможность привлечь больше людей и ресурсов для решения проблем молодого педагога.

Гимназия №42. Школа.
Анна Зайкова

По словам Татьяны Кирилловой, молодой учитель в селе часто является единственным учителем-предметником в школе. Поэтому тут не подходит традиционная система наставничества. «Фишка» проекта как раз в «добровольном и актуальном» участии.

Татьяна Кириллова,
руководитель педагогического инкубатора, учитель информатики Михайловского лицея:

Мобильные педагоги могут действительно оказать самую что ни на есть инновационную помощь - поделиться актуальными практиками и технологиями: LessonStudy, EduScrum, эмоциональный интеллект, коучинг и многое другое. Проблемы молодых педагогов не откладываются, а решаются всеми, кто может помочь, прямо сейчас.

Инкубатор пока действует в Михайловском районе. Опыт планируют внедрить в Павловском районе и Новоалтайске.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость