Образование

Малокомплектным школам подстелили соломки

Большое количество малокомплектных школ – особенность Алтайского края. Поэтому, когда система образования переходила на нормативно-подушевое финансирование, для них были придуманы отдельные правила жизни. При переходе на новую систему оплаты труда(НСОТ) начислять зарплату учителям малокомплектных школ тоже будут не так, как всем.

Школа.
Школа.
Анна Зайкова

Один ученик – уже класс

Гульнара Тухватуллина,
начальник отдела управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:

У нас около 70% всех школ в крае малокомплектные, – объясняет . – Наполняемость в этих школах далека от идеальной, поэтому их необходимо было защитить: если мы будем выделять таким школам деньги исходя из количества учащихся, то малокомплектные школы просто не выживут. Количество учеников в классах при подсчете зарплаты по новой системе оплаты труда у учителей этих школ тоже не учитывается.

Напомним, что по НСОТ зарплата педагога будет состоять из двух частей – гарантированной базовой и индивидуальной для каждого стимулирующей.

Для определения гарантированной части оплаты труда учителя немалокомплектной школы используется условная единица – стоимость одного ученикочаса. В формуле расчета этой базовой единицы определяющим фактором является количество учеников в классах.

Если бы по такой формуле начали рассчитывать зарплату учителей в малокомплектных школах, в условиях новой системы оплаты труда их заработки заметно снизились бы. Для этого ввели другую условную единицу – стоимость одного классочаса. Она высчитывается почти по такой же формуле, как и стоимость ученикочаса, но определяющим фактором здесь является не количество учеников, а годовое количество часов по учебному плану в каждом классе, не считая, сколько там человек, десять или один.

Далее в формулу расчета оклада в первом случае вписывается стоимость ученикочаса, во втором – классочаса. Все остальное – повышающие коэффициенты, доплата за неаудиторную занятость и т.д. – рассчитывается одинаково. Стимулирующая часть в малокомплектной школе рассчитывается так же, как и в школе с нормальной наполняемостью, – она зависит от личных заслуг учителя.

Другое дело, что у сельских учителей часто меньше возможностей участвовать в профессиональных конкурсах, вывозить на олимпиады своих детей.

Кроме этого, стимулирующий фонд в каждой школе должен формироваться не только за счет бюджетных, но и за счет внебюджетных средств, а также за счет сокращения расходов. А маленькой сельской школе и заработать, и расстаться с персоналом гораздо труднее, чем большой городской. Но в той части зарплаты, которая гарантирована, учителя малокомплектных школ защищены максимально: и те, у кого в классе один ученик, и те, у кого десять, при переходе на НСОТ в зар­плате потерять не должны.

Гульнара Тухватуллина,
начальник отдела управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:

В новой системе учитывается напряженность и интенсивность труда – часы работы плюс наполняемость классов, – говорит Гульнара Тухватуллина. – В малокомплектной школе наполняемость на зарплату не влияет, но там интенсивность другого рода: учитель может вести несколько предметов, поэтому его внеурочная нагрузка больше.

Больше, чем школа

Для таких регионов, как наш, сохранение школы в селе – вопрос выживания самих этих сел. Школа в них – это центр системы, вокруг которого крутится вся жизнь.

Экономические расчеты не всегда будут смотреться убедительно, если заговорят о ликвидации подобного центра. В такой ситуации одно необдуманное, неосторожное решение извне, и речь пойдет уже не об исчезновении школы, а об исчезновении самого села. И, кстати, затраты на доставку детей в более крупную школу (автобус, бензин, водитель…) могут быть не намного меньше расходов на содержание самой этой школы.

Если у какого-либо чиновника все же появится желание за­крыть такую школу, то ему это сделать будет непросто из-за целого ряда обременений.

Цифры

930 школ в сельской местности в 2008/09 учебном году отнесены к малокомплектным в Алтайском крае. Это 68% от общего количества общеобразовательных школ края.

В малокомплектных сельских школах обучаются 51 915 человек – почти каждый четвертый из всех учащихся края.

Взаимодействовать, чтобы жить

Юрий Денисов,
начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:

Мы делаем акцент на базовых площадках и взаимодействии между школами. В одной есть лаборатория по химии, в другой – по физике. Они объединяют усилия, для того чтобы использовать и то и другое. Такое же взаимодействие может быть между базовыми и малокомплектными школами. У нас уже есть примеры в районах, где учитель с учениками из малокомплектной школы на автобусе раз в две недели по расписанию едет в базовую школу и там на современном оборудовании проводит уроки физики, биологии, химии.

Денисов говорит, что краевые чиновники будут стремиться к тому, чтобы сохранить малокомплектные школы начальной и средней ступени в каждом селе. Более того, есть поручение от губернатора о необходимости строить не только большие школы, но и малокомплектные: "раз мы их сохраняем, то учителя и дети должны работать в соответствующих условиях". Поэтому будет подготовлена программа строительства маленьких сельских школ.

Между тем за последние два года в крае стало на 36 малокомплектных сельских школ меньше (в 2006-м их было 966, в 2008-м – уже 930). Некоторые из них были реорганизованы и стали, например, филиалами более крупных школ из соседних сел, а некоторые были закрыты. 

Факт

Говорят, что переход на новую систему оплаты труда в экспериментальных территориях прошел лучше в тех школах, где директора – математики, чем в тех, где директора – гуманитарии.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость