Один ученик – уже класс
Гульнара Тухватуллина,
начальник отдела управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:
У нас около 70% всех школ в крае малокомплектные, – объясняет . – Наполняемость в этих школах далека от идеальной, поэтому их необходимо было защитить: если мы будем выделять таким школам деньги исходя из количества учащихся, то малокомплектные школы просто не выживут. Количество учеников в классах при подсчете зарплаты по новой системе оплаты труда у учителей этих школ тоже не учитывается.
Напомним, что по НСОТ зарплата педагога будет состоять из двух частей – гарантированной базовой и индивидуальной для каждого стимулирующей.
Для определения гарантированной части оплаты труда учителя немалокомплектной школы используется условная единица – стоимость одного ученикочаса. В формуле расчета этой базовой единицы определяющим фактором является количество учеников в классах.
Если бы по такой формуле начали рассчитывать зарплату учителей в малокомплектных школах, в условиях новой системы оплаты труда их заработки заметно снизились бы. Для этого ввели другую условную единицу – стоимость одного классочаса. Она высчитывается почти по такой же формуле, как и стоимость ученикочаса, но определяющим фактором здесь является не количество учеников, а годовое количество часов по учебному плану в каждом классе, не считая, сколько там человек, десять или один.
Далее в формулу расчета оклада в первом случае вписывается стоимость ученикочаса, во втором – классочаса. Все остальное – повышающие коэффициенты, доплата за неаудиторную занятость и т.д. – рассчитывается одинаково. Стимулирующая часть в малокомплектной школе рассчитывается так же, как и в школе с нормальной наполняемостью, – она зависит от личных заслуг учителя.
Другое дело, что у сельских учителей часто меньше возможностей участвовать в профессиональных конкурсах, вывозить на олимпиады своих детей.
Кроме этого, стимулирующий фонд в каждой школе должен формироваться не только за счет бюджетных, но и за счет внебюджетных средств, а также за счет сокращения расходов. А маленькой сельской школе и заработать, и расстаться с персоналом гораздо труднее, чем большой городской. Но в той части зарплаты, которая гарантирована, учителя малокомплектных школ защищены максимально: и те, у кого в классе один ученик, и те, у кого десять, при переходе на НСОТ в зарплате потерять не должны.
Гульнара Тухватуллина,
начальник отдела управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:
В новой системе учитывается напряженность и интенсивность труда – часы работы плюс наполняемость классов, – говорит Гульнара Тухватуллина. – В малокомплектной школе наполняемость на зарплату не влияет, но там интенсивность другого рода: учитель может вести несколько предметов, поэтому его внеурочная нагрузка больше.
Больше, чем школа
Для таких регионов, как наш, сохранение школы в селе – вопрос выживания самих этих сел. Школа в них – это центр системы, вокруг которого крутится вся жизнь.
Экономические расчеты не всегда будут смотреться убедительно, если заговорят о ликвидации подобного центра. В такой ситуации одно необдуманное, неосторожное решение извне, и речь пойдет уже не об исчезновении школы, а об исчезновении самого села. И, кстати, затраты на доставку детей в более крупную школу (автобус, бензин, водитель…) могут быть не намного меньше расходов на содержание самой этой школы.
Если у какого-либо чиновника все же появится желание закрыть такую школу, то ему это сделать будет непросто из-за целого ряда обременений.
Цифры
930 школ в сельской местности в 2008/09 учебном году отнесены к малокомплектным в Алтайском крае. Это 68% от общего количества общеобразовательных школ края.
В малокомплектных сельских школах обучаются 51 915 человек – почти каждый четвертый из всех учащихся края.
Взаимодействовать, чтобы жить
Юрий Денисов,
начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодежи:Мы делаем акцент на базовых площадках и взаимодействии между школами. В одной есть лаборатория по химии, в другой – по физике. Они объединяют усилия, для того чтобы использовать и то и другое. Такое же взаимодействие может быть между базовыми и малокомплектными школами. У нас уже есть примеры в районах, где учитель с учениками из малокомплектной школы на автобусе раз в две недели по расписанию едет в базовую школу и там на современном оборудовании проводит уроки физики, биологии, химии.
Денисов говорит, что краевые чиновники будут стремиться к тому, чтобы сохранить малокомплектные школы начальной и средней ступени в каждом селе. Более того, есть поручение от губернатора о необходимости строить не только большие школы, но и малокомплектные: "раз мы их сохраняем, то учителя и дети должны работать в соответствующих условиях". Поэтому будет подготовлена программа строительства маленьких сельских школ.
Между тем за последние два года в крае стало на 36 малокомплектных сельских школ меньше (в 2006-м их было 966, в 2008-м – уже 930). Некоторые из них были реорганизованы и стали, например, филиалами более крупных школ из соседних сел, а некоторые были закрыты.
Факт
Говорят, что переход на новую систему оплаты труда в экспериментальных территориях прошел лучше в тех школах, где директора – математики, чем в тех, где директора – гуманитарии.
Самое важное - в нашем Telegram-канале