— Александр Анатольевич, какой вы увидели сферу образования, когда стали начальником ведомства? Перечислите основные плюсы и недостатки.
— Могу точно сказать, что на всех уровнях образования у нас в регионе выстроена четкая система взаимодействия.
Среди основных результатов — строительство 141 объекта за последние 10 лет. С 2006 по 2016 год в регионе построили и реконструировали 31 школу, провели капремонт в 110 школах. Мы не берем во внимание детсады, краевые учреждения, создание доступной среды.
Еще можно отметить, что многие наши инициативы одобрило Министерство образования и науки РФ. Они считаются одними из самых успешных и рекомендованы для распространения в других субъектах. Например, это касается опыта работы по поддержке молодых учителей, развитию инновационной составляющей.
Ну и третье — победы в конкурсах позволяют привлекать существенные бюджетные средства на реализацию образовательных проектов.
Но многое предстоит сделать. У нас разветвленная сеть образовательных учреждений, поэтому будем уделять особое внимание развитию информационных технологий, совершенствованию организационной структуры. Постепенно решаются вопросы привлечения и закрепления молодых специалистов, повышения квалификации кадров, роста заработной платы, поэтапного внедрения ФГОС.
— Как развивается каждый из уровней образования в регионе: дошкольное, общее и профессиональное?
— В дошкольном образовании задача — выполнить указ президента по ликвидации очередности в детские сады для детей от трех до семи лет и обеспечить доступность для детей до трех лет. Сегодня более чем в половине муниципалитетов места есть для всех детей, остаются крупные города и районные центры.
В среднем образовании наши приоритеты — качественное проведение ЕГЭ и его успешная сдача выпускниками, а также образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. По госпрограмме "Доступная среда" в 221 школе (20% всех школ) условия для них уже созданы.
Сейчас мы готовимся к внедрению информационной системы учета, в которую включаются данные обо всех обучающихся. Это позволит автоматизировать не только очередь в детские сады, но и зачисление в школы, организации дополнительного и профессионального образования, а также обеспечить учет движения детей в них. В дополнительном образовании ближайшая цель — запуск детского технопарка.
В профессиональном мы пересматриваем подходы к его качеству. Студенты должны активнее участвовать в конкурсах профмастерства, в том числе в чемпионате "Молодые профессионалы" по международным стандартам "Ворлдскиллс", а образовательные организации должны совместно с работодателями внедрить практико-ориентированное обучение, новые ФГОС по топ-50 наиболее востребованных профессий, создать условия для получения профобразования людьми с инвалидностью.
Задача в сфере высшего образования — развитие вузовской науки, продвижение инноваций, прежде всего с точки зрения коммерциализации разработок и внедрения в реальный сектор экономики. И самое главное — приведение структуры подготовки кадров в соответствие с потребностями экономики края, учитывая трудоустройство специалистов.
В сфере научной деятельности мы работаем над программой развития созданного из пяти научных учреждений — федерального центра аргробиотехнологий в Алтайском крае.
600 вакансий в год
— В конце 2016 года депутаты АКЗС приняли закон об отмене 100%-ной компенсации оплаты услуг ЖКХ сельским педработникам. Как вы считаете, не скажется ли это на желании специалистов трудиться в сельской местности?
— Действительно, с апреля 2017 года компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения сельским педагогам будет предоставляться в твердой денежной сумме, размер которой 1,8 тыс. рублей в месяц.
В послании Федеральному Собранию президент говорил об адресности социальной помощи. Закон как раз и учитывает этот критерий. Он принят для установления принципа социальной справедливости. У нас при одинаковом статусе "сельский педагог" одни получали 6 тыс. рублей, отапливаясь углем или дровами, а другие — до 130 тыс. компенсации, потому что использовали электрокотлы. Мы ущемляли интересы одних за счет других.
Чтобы отслеживать действие закона, создана специальная рабочая группа. Закон вступает в силу с 1 апреля, когда отопительный сезон уже кончится, поэтому только в IV квартале 2017 года будет понятно, как идет процесс. Но полагаю, что это не приведет к массовому оттоку специалистов
— Как сегодня складывается ситуация с обеспеченностью педагогическими кадрами в селах? Как муниципалитеты привлекают учителей?
— В последние три года уровень укомплектованности школ педработниками сохраняется на одной отметке 99,6 % при общероссийском показателе 99%.
Ежегодно у нас появляется 600 вакансий, около 500 закрывается молодыми учителями, выпускниками вузов и колледжей края.
Чтобы они закрепились в профессии, выпускнику вуза, который начинает работать в сельской малокомплектной школе, мы выплачиваем из краевого бюджета 200 тыс. рублей, 100 тыс. рублей получает выпускник колледжа. Муниципальные бюджеты платят "подъемные" — от 10 до 50 тыс. рублей. В муниципалитетах есть и программы, направленные на улучшение жилищных условий. Сегодня 85,8% молодых специалистов после первого года работы остаются на местах.
Положительные сокращения
— В последние несколько лет в крае идет активная оптимизация образовательных организаций. Только учреждений среднего профессионального образования за пять лет было реорганизовано 41. Как в 2017 году будет идти этот процесс?
— На сегодняшний день сфера профессионального образования включает в себя 54 учреждения различной ведомственной принадлежности. Основная волна укрупнений в профессиональном образовании уже прошла. В этом году мы завершаем реорганизацию двух учреждений в Камне-на-Оби, вместо которых будет один Каменский аграрно-технический техникум.
Процесс реорганизации предполагает присоединение малокомплектной организации к более крупной. Так мы достигаем решения одной важной задачи: формируем многофункциональные профессиональные образовательные центры, это позволит учиться по единой образовательной программе и обеспечить более современную материальную базу.
— А что касается общего образования?
— Процессы оптимизации идут по всей стране. У нас они начались в 2013 году. В 2016/17 году доля филиалов в сети общеобразовательных школ составляет 12% (1133 школы, из них 135 филиалов), при этом в них обучается около 1% школьников (2,8 тыс. из 260 тыс. учащихся).
Преобразования уже дали свои положительные результаты. Мы однозначно действуем в интересах детей и их родителей. Все решения по оптимизации принимаются с учетом мнения жителей, создаются специальные комиссии. И если есть какие-то сомнения, например, затруднена доставка, такие школы не закрываются.
Но нужно понимать, что не всегда малокомплектная школа может дать качественное образование, даже несмотря на то, что обучение тут практически индивидуальное.
— Экономия, которую принесли эти процессы, подсчитана?
— Она есть. Но для нас это не главное. С помощью объединения мы достигаем повышения качества образования.
Вместо вуза в училища
— В прошлом году в регионе закрылся ряд коммерческих вузов. Как, по вашим прогнозам, это повлияет на рынок высшего образования в регионе?
— В 2016 году Алтайская академия экономики и права и Алтайский экономико-юридический институт уже не вели набор. Как показала приемная кампания, это не вызвало негативной реакции со стороны абитуриентов и родителей. Подготовка бакалавров здесь осуществлялась по широко представленным в регионе специальностям: "экономика", "менеджмент", "государственное и муниципальное управление", "юриспруденция".
Сегодня по этим направлениям студентов обучают вузы, неоднократно прошедшие государственную и профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ. В этой связи нельзя сказать, что рынок высшего образования региона существенно что-то потерял.
— Тем не менее туда шли многие, кто не мог себе позволить оплачивать обучение в государственных вузах. Не приведет ли это к тому, что они начнут отказываться от получения высшего образования?
— Поток абитуриентов, намеренных получить высшее образование, перераспределился в другие вузы. Например, по итогам приема в 2016 году существенно вырос контингент студентов классического и аграрного университетов.
Вместе с этим возросло и количество заявлений на зачисление в учреждения профобразования. Число абитуриентов превышало количество бюджетных мест на 28% против 19% в 2015 году. Ничего плохого в том, что часть потенциальных студентов этих коммерческих вузов получит среднее профессиональное образование, я не вижу.
Специальный вопрос
— Над чем будет работать ведомство в 2017 году? Ждут ли сферу образования какие-то изменения?
— Нам предстоит переформатирование работы на проектное управление. Мы начали реализацию пяти приоритетных проектов в сфере образования. Они направлены на создание современной образовательной и цифровой среды для школьников, доступного допобразования, подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов, развития вузов как центров пространства создания инноваций.
Кроме того, Алтайский край выиграл ряд федеральных конкурсов, предполагающих федеральное финансирование: это ремонт школьных спортзалов (более 30 млн руб?лей), реализация программы по созданию доступной среды (более 20 млн рублей), также продолжится строительство и ремонт школ.
В 2017 году мы получим четыре новые и 15 капитально отремонтированных школ, один капитально отремонтированный детский сад, детский технопарк, проектно-сметную документацию на ряд объектов для последующего строительства.
О чем еще рассказал собеседник
О зарплатах
— По предварительной оценке 2016 года, размер средней заработной платы педагогов составляет: в общем образовании более 19 тыс. рублей, в дошкольном — более 15 тыс. рублей. В этом плане мы указы президента выполняем. Правда, в пределах допустимого 5%-ного отклонения.
О трудоустройстве
— По статистике, 77% выпускников устраиваются по специальности, которую они получили. Самые высокие показатели трудоустройства у тех, кто получил образование на направлениях: музыкальное искусство (АГИК) — 100%, физико-технические науки и технологии (АлтГТУ) — 100%, сестринское дело (АГМУ) — 95,8%, науки о здоровье и профилактическая медицина (АГМУ) — 94,7%, компьютерные и информационные науки (АлтГУ) — 93,8%.
Досье
Александр Анатольевич Жидких родился 29 мая 1976 года в Калуге. В 1999 году окончил Московский государственный технический университет им. Баумана ("металлорежущие станки и инструменты" и "экономика и управление на предприятии"), в 2003 году — АлтГУ ("экономика"). С 2000 по 2016 год работал в Главном управлении экономики и инвестиций. В последние годы был замначальника ведомства, начальником управления инновационного развития и кластерной политики. 13 октября 2016 года назначен начальником Главного управления образования и науки края. 1 января 2017 года стал министром образования и науки. Женат, воспитывает дочь.
Самое важное - в нашем Telegram-канале