Маргарита Эмм, учитель английского языка МБОУ "Кытмановская СОШ № 2":
О выборе профессии
– Я с детства люблю детей. Мой младший брат в наших совместных играх часто был учеником, а я учителем. У меня были хорошие преподаватели, их советы пригодились мне в жизни и в работе. Например, мой любимый педагог по колледжу Ирина Вадимовна Морозова говорила мне: "Никогда нельзя носить работу домой". Однажды я попробовала так сделать, и мой молодой человек сказал мне: "Собирайся назад в школу". Я очень благодарна ему за то, что он уехал в чужое село вместе со мной, несмотря на то что здесь у нас нет родных.
О плюсах и минусах
Моя профессия мне нравится. Сначала, конечно, я сомневалась и думала: зачем мне это нужно? Сейчас, когда прошел год, стало полегче, я уже освоилась. Благодаря профессии у меня появилась уверенность в себе, хотя раньше я была очень стеснительная. Всех своих ребят я очень люблю, успела по ним соскучиться за летние каникулы. Мне кажется, что дети должны чувствовать любовь и тепло учителя, ведь порой они не чувствуют этого в семье. Иногда я делаю вид, что злюсь на них за непослушание, а они мне говорят: "Мы знаем, что вы добрая!".
Были, конечно, и трудности. Привыкать к новому непросто: нужно узнавать ребят, ведь к каждому – свой подход. Но я как сорняк – везде приживусь. У меня большая нагрузка, по шесть уроков каждый день. Приходится много времени отдавать документации, а это не всегда приятно. Я раньше думала, что учитель к урокам совсем не готовится, что он и так все знает. Пришла работать и поняла: учитель никогда не отдыхал. Впрочем, энергии пока хватает.
Курс молодого педагога
Своим молодым коллегам мне хотелось бы пожелать в первую очередь сдержанности, крики и "розги" к хорошему не приводят. Есть такая хорошая поговорка: "Относись к другому так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе". Это действительно так. За время работы я заметила одну интересную вещь: классный руководитель и ребята очень похожи. Если учитель активный, то и дети инициативные, а если педагог вялый и ленивый, то и дети ничего не хотят делать. Поэтому я считаю, что учитель должен быть примером для своих учеников. Не стоит быть замкнутым, общаясь с другими людьми, человек развивается и движется вперед. А еще никогда нельзя отказываться от помощи старших коллег: опыт других очень полезен. И самое главное – в эту профессию нужно идти только оптимистам.
Юлия Снегирева, классный руководитель 2 "А" класса МБОУ "Гимназия № 22" г. Барнаула
О выборе профессии
– В детстве моим главным занятием была игра в учителя. Мне повезло: в течение моей учебной жизни я встречала педагогов, которые были для меня примером во всем: моя первая учительница Наталья Валуйская, мой научный руководитель Надежда Воронова. По их стопам хотелось идти. Когда я решила пойти учиться в педагогический вуз, моя мама этот выбор поддержала. Она, как и я, придерживается такого мнения, что моральный облик современного поколения оставляет желать лучшего. Так кто же, если не мы, молодежь, должны воспитывать их?
О плюсах и минусах
Самый главный плюс моей работы – это дети. Мне нравится наблюдать за их улыбками, первыми шагами. Мне нравится, когда они спорят: это значит, что предмет интересен, и я стараюсь их в этом поддерживать, не навязывая своего мнения. Когда ты знаешь, что в успехах ребенка есть твоя заслуга, это окрыляет и придает сил. Есть, конечно и минусы. К сожалению, в учебном процессе слишком много бумажной волокиты. Учитель должен заполнять кучу документов, а это отнимает и время, и силы. Часто хочется рассказать ученикам гораздо больше, чем позволяют рамки школьной программы. Сказывается, конечно, и отсутствие опыта, но я работаю над этим.
Каждый день в школе – это победа над собой, воспитание в себе самообладания, терпения, отзывчивости. Каждый ребенок – как свой. У меня еще нет детей, но я уже считаю себя многодетной мамой. Мои "почемучки" отвлекают от всех проблем.
Курс молодого педагога
Я работаю только второй год, но у меня накопилось достаточно опыта, чтобы кое-что пожелать моим молодым коллегам. Трудности – это не повод опускать руки. У меня были и сомнения по поводу того, на своем ли я месте, и небольшой шок от того, что реальность и мои записи в лекциях – это разные вещи. Этот кризис обязательно появится на первых порах работы, но его нужно просто пережить.
С детьми нужно общаться искренне и по-доброму: они сразу чувствуют фальшь. А еще необходимо постоянно заниматься саморазвитием. В этом отчасти помогают ученики: задают разные вопросы, на которые порой не сразу дашь ответ. Учителю, на мой взгляд, стоит быть человечным: не бояться совершить ошибку и признать ее, не бояться сказать, что чего-то не знаешь. Тогда и дети не будут считать трагедией неправильно написанную букву.
И самое главное – детей нужно любить. Таких, какие они есть: прилежных и шаловливых, спокойных и буйных. Но при этом не забывать направлять их по верному пути.
Виктория Вид, классный руководитель 6 "В" класса МБОУ "СОШ № 2" г. Заринска:
О выборе профессии
– Я не мечтала об этой профессии с детства. Но меня вдохновил пример моей любимой учительницы Надежды Васильевны Черных – и я решила, как и она, преподавать русский язык и литературу.
О плюсах и минусах
Мне раньше казалось, что стоять у доски и объяснять разницу между подлежащим и сказуемым легко. Реальность же гораздо суровее: у педагогов непростая и жесткая работа. Урок – это не веселые посиделки. Нужно донести до каждого ученика то, что ему положено знать, более того – добиться понимания. А это порой очень тяжело сделать, ведь далеко не все ребята послушные, не все хотят учиться. Интернет тоже делает свое дело: дети знают, что все можно скачать, и перестают самостоятельно готовить домашние задания. А учитель готовится к урокам дома каждый день! На педагогах лежит тройная ответственность: за знания, воспитание и сохранение здоровья детей в стенах школы. А если еще вспомнить про низкий престиж нашей профессии и зарплату, станет понятно, почему молодые специалисты не стремятся работать в школах.
Впрочем, не все так мрачно. Больше всего в профессии учителя мне нравится обилие общения, я очень коммуникабельный человек и вряд ли смогла бы трудиться в четырех стенах на монотонной работе. Наш коллектив очень дружный; мне всегда помогают, если возникают сложности. А когда что-то получается хорошо, это греет душу. Недавно один ученик, который всегда игнорировал задания и казался ленивым, вдруг хорошо ответил на уроке. Мне было приятно, что он заинтересовался и "встряхнулся".
Курс молодого педагога
Я молодой специалист, работаю всего месяц. Но уже многое успела понять. Своим коллегам я бы пожелала побольше терпения: очень важно сохранять спокойствие в любой ситуации, как бы ни было трудно. Учителю, на мой взгляд, не нужно быть истеричным и слишком строгим: дети не должны бояться своего педагога. Но в то же время нужно вызывать уважение и не быть "подружкой", как делают некоторые. Дисциплина без криков – это идеал, к которому я стремлюсь. Хочется, чтобы ученики вспоминали меня добрым словом.
Редакция газеты "Маркер-Экспресс" от души поздравляет всех учителей с их профессиональным праздником и желает способных учеников, интересных уроков, аккуратных тетрадей, а главное – крепких нервов!
Самое важное - в нашем Telegram-канале