Образование

От обывателя

Публикации по поводу еще ненаписанного общего учебника истории начали множится еще тогда, когда о нем никто и не заявлял, так сказать в качестве "прелюдии предчувствия предзнаменования"*. Когда же об этом только заикнулись — разверзлась небольшая бездна, расширяющаяся по мере приближения к выпуску книжек.

Андрей Никитин.
Андрей Никитин.
Анна Зайкова

Накануне об этом учебнике написал в The Moscow Times наш земляк Владимир Рыжков. Он сам учебник, как и все, не читал, но так как есть уже появилась концепция, то есть и что предметно осуждать. Владимир Александрович осуждает по пунктам, с его работой можно ознакомиться не только на английском, она переведена и выставлена на сайте политика.

Возражения, которые использует Владимир Рыжков, в целом, не новы, они понятны, их можно в той или иной мере видеть в статьях других критиков этого проекта: Грозный, Петр Первый, революция, Сталин и т. д. Например, тот же академик Юрий Пивоваров, много и часто выступал на различных площадках по поводу единого учебника, предупреждал об этих "подводных камнях" еще задолго до того, как концепция была создана.

Но это все разговоры "великих мужей" о чем-то "большом и светлом". Это споры знатоков — а вот это, а как с этим быть, а почему тут пропустили. И я со многим из сказанного Рыжковым согласен. Но здесь можно очень долго спорить, просто потонуть в этих спорах.

Можно, например, спрашивать, как в "Покровских воротах": "А кто не пьет?". Мол, а англичане долго катаются сами по себе любимым за расстрел французских моряков в 1940-м или об организации "голодомора" в Бенгалии в 43-м? Или поляки много уделяют теме нападения совместно с Гитлером на Чехословакию в 38-м или о том, откуда и из-за чего всё-таки началось наступление на Польшу Красной армии в 20-м? Или много ли места уделено в школьных учебниках в США истории охоты белых на индейцев во время строительства железных дорог... Но это все споры историков или людей, думающих, что они историки. Такой уж предмет, когда на одной кафедре, порой, договориться не могут по мелочам, а тут в масштабах всей страны.

Я же хотел бы, чтобы ученые и политические мужи обратили внимание на другую сторону единого учебника. Посмотрели бы на это с обывательской стороны.

В 6 классе моему ребенку так и не дочитали до конца учебник по средневековой отечественной истории. Просто не хватило времени. Раньше те же проблемы возникали и по другим предметам. При этом позавчера зашел разговор о том, где спортивная форма, оказалось, что в каком-то шкафчике в школе. Почему? А потому, что рюкзак очень тяжелый и вместе с ним тащить еще и спортивную форму никаких сил не хватает. Нет, правда, рюкзак, действительно, прилично весит. Превышая все допустимые для возраста моего ребенка санитарные нормы, утвержденные разными министерствами, потому что в рюкзаке лежат все те учебники и пособия, которые одобрили тоже различные министерства, потому что ребенок должен знать то, сё, пятое, десятое. Потому что он должен учиться по красивым программам, которые подразумевают использование учебника, рабочей тетради, просто тетради, задачника, контурной карты, атласа, решебника, компакт-диска и еще черт знает чего.

И каждая из этих программ сама по себе красива и важна, и без нее в современном обществе никуда, но когда эти программы взять вместе и попытаться засунуть в рюкзак, в расписание и в голову школьника, вся красота рушится от нехватки времени, места, сил и возможностей.

Хочется сразу получить учебник, где было бы всё? Каждая деталь, чтобы ничто не прошло мимо будущего гражданина, чтобы он вырос идеально обученным и правильно воспитанным. Но все хотелки не поместятся не только на бумаге (о них ведь еще договориться надо, а договора этого как не было, так и нет), но и в рюкзак, в расписание и в голову. И даже если облегчить рюкзать, заменив всю "макулатуру" букридером или планшетом, однако расписание-то от этого не поменяется. И голова больше не станет.

Можно, конечно, оставить как есть — масса различных программ, и пусть идет, как шло. Но тут опять возникает обывательская сторона дела. А вы пробовали перевести ребенка из школы в школу? Представляете, в одной он учился по такой программе, а в другой — по новой. Сам переход — это уже стресс: новое место, новые учителя, новые товарищи. Как он там приживется, малыш. А тут еще и новая программа, новый учебник и новые требования. Ну да, до смешного доходит:

- Как мы подчеркиваем обстоятельство?
- Штрих-пунктирной линией.
- Нет, мы подчеркивает точкой со черточкой. У нас такие термины.

Это все, кажется, мелочи. Но эти мелочи каждодневно гнетут дитя, не добавляя ему любви к учебе. А тут еще олимпиада по математике подоспела, "Английский бульдог" надо написать, стенгазету нарисовать, в кружок сходить. И они тянутся, пытаются соответствовать, получают пятерки-четверки, участвуют, побеждают. Но в конце учебного года то тут, то там рвется весь этот нестройный ряд стройных концепций и программ - не успевают!

Хорошо, что теперь во многих школах не надо бегать за учебниками по магазинам. Но за пособиями-то надо. А заранее перед каникулами о них сказать не всегда удается — неизвестно порой, кто  из учителей будет преподавать (особенно в переходных классах, например, в 8-м, когда детей расформировывают по классам со специализацией), и какие пособия этот человек, который еще не назначен, а потому спросить у него нельзя, выберет. И вот наступает сентябрь, а на родителя сваливается задача поискать на рынке такой-то решебник, который уже раскупили в августе.

Нет, я тут, как обыватель, всеми руками и ногами за унификацию. За хотя бы какую-нибудь. И за то, чтобы сильно-то по-взрослому, по-идеальному, мы бы не запихивали в учебник все, что хотелось бы нам с точки зрения нашего мировоззрения. Ведь чем больше мы хотим вбить через идеальный учебник в эту детскую головку, тем, в результате, меньше получим. В лучшем случае — галопом в мае глотать непройденные главы великолепнейших учебных программ. А в худшем — оставленное на потом (то есть, на "никогда") то, что не успели.

Лучше дайте им учебник меньше, но компенсируйте это большей возможностью учителю с ними пообщаться, чем наваливать и наваливать в этот уже лопающийся ранец свои амбиции.

Я не спорю по существу концепции. Я спорю по объему предлагаемых поправок - это же не просто одна-две строчки. Этот главы, целые куски текста к и без того уже невмещающейся никуда программе. Вы сами-то вспомните себя в пионерском возрасте. Это вам — политика, гражданское общество, конфликт интересов и т. д., а им — лишние килограммы и большая головная боль для завучей, как все это распихать по трещащему по швам расписанию. Да, конечно, можно кивать на 10 и 11 классы, мол, там и дети поздоровей, и мозги у них покрепче... Э, нет, там у них ЕГЭ, и потому адское количество часов будет занято далеко не тем, о чем ученые мужи идеализируют. Станьте немного обывателями, посмотрите на это со стороны если не детей, то хотя бы их родителей.

________

* - автор фразы Владислав Простеев.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость