Образование

Профессия? – "Полуфабрикат"!

Почему нередко из стен университетов и институтов выходят дипломированные специалисты, которых еще учить и учить? Востребованы ли сегодняшние выпускники в бизнесе и производстве? Об этом в очередном выпуске "Дискуссионного клуба" рассуждают наши читатели.

Кого выпускают наши вузы - готовых профессионалов или "сырых" теоретиков?
Кого выпускают наши вузы - готовых профессионалов или "сырых" теоретиков?
Михаил Хаустов

Есть востребованные выпускники

Владимир Вагнер,
генеральный директор "Алтай­СпиртПрома",
завкафедрой технологии бродильных производств и виноделия АлтГТУ:

Не могу согласиться, что специалистов-"полуфабрикатов" готовят все университеты. 

Скорее, это относится к тем учебным заведениям, которые перевели образование на платную основу, чтобы удовлетворить потребности общества в получении дипломов. В тех вузах, где гонятся за большими наборами, на мой взгляд, выпуск "полуфабрикатов" поставлен на поток.

Есть вузы и специальности, востребованные в силу того, что готовят профессионалов исходя из потребностей народного хозяйства. Во всяком случае, многие факультеты Алтайского технического университета поняли, что вуз самостоятельно не справится с подготовкой специалистов. Сегодня идет серьезная подготовка наших выпускников для молочной промышленности. Их высоко оценивают не только у нас, в прошлом году на защите дипломных проектов были преподаватели Омского сельхозинститута, которые заявили о хорошем уровне наших молодых кадров. Эти специалисты ориентированы на потребности производства.

Наша кафедра технологии бродильных производств и виноделия имеет за плечами уже пять выпусков. Сегодня вот прошла государственная аттестационная комиссия. Были серьезные дипломные работы выпускников, которые уже востребованы, допустим, на пивзаводе. Три дипломных проекта связаны с новыми винами, разработанными нашими выпускниками совместно со специалистами Института садоводства Сибири имени Лисавенко. Мы только собираемся разбивать на Алтае виноградники, а уже сегодня пробовали облепиховое вино, сделанное из имеющегося сырья.

Знаю, что в области туризма готовят специалистов, нужных в сегодняшней экономической ситуации. Наш классический университет выпускает высококвалифицированные юридиче­ские кадры. А вот приходят из других учебных заведений молодые специалисты, у них низкие знания не только юриспруденции, но и других наук в целом. Зачастую слабая подготовка на экономических специальностях: выпускники вузов хотят трудоустроиться, и мы видим, что их теоретические знания слабо увязываются со знанием баланса, особенностями производства. К сожалению, это констатация фактов.

Нет денег, некому учить 

Анатолий Квин,
инженер, бывший научный сотрудник Алтайского
научно-исследовательского института технологии машиностроения:

Одна из причин – нехватка денег у вузов. Будь у институтов деньги, они могли бы имеющиеся лаборатории развивать, новые создавать. Я слышал, в одном из университетов нечем замерить твердость металла – нет специальных приборов, хотя они и не такие сложные! Старые вышли из строя, а на новые нет денег. И чтобы научную работу вести, нужны средства. Даже если это исследования, изобретения, которые можно продать, сначала в них все равно нужно вложить. Многие технические кафедры даже в профильных вузах попросту в развале, их то и дело объединяют друг с другом.

Самое главное – скоро некому учить будет. Многие преподаватели уже пенсионного возраста, и когда они уйдут, кто будет новое поколение готовить? Я предвидел, что так будет, еще лет десять назад, но не думал, что это случится так быстро.

Еще в АНИТИМе я сталкивался с тем, что приходят на работу отличники из вуза, – гонору много, а за гонором ничего не стоит. То ли студентам не внушают, что вуз – это, как я называю, "пинок", а дальше лети сам и самосовершенствуйся. Вузы готовых специалистов, может быть, и не должны выдавать, их задача – научить учиться. А в дальнейшем на предприятии человек должен быстро адаптироваться, приобретать новые знания. И при таком отношении можно успешно работать даже по другой специальности.

В целом система, благодаря которой появляются "полуфабрикаты", сложилась по всей стране, и по большому счету это не вина студентов и даже вузов. Государство ведет себя странно: сначала разрешило открывать частные вузы, потом начало бороться за их сокращение... Принимают ли частные вузы участие в устройстве студентов на работу? А если этого нет, то откуда студенты могут знать, какие там требования? И куда им идти после вуза? Я знаю, что в 90-е годы многие шли в торговлю, не думаю, что сейчас ситуация сильно изменилась. А там их профессиональные знания часто и не нужны вовсе.

Приходят совсем "сырыми"

Сергей Маслов,
председатель совета директоров холдинга "Грана"

Я согласен с тем, что вузы выпускают "полуфабрикаты". Они коммерциализированы, для них важны плата за обучение, набор, количество студентов, а от конечного результата вузы никак не зависят и не заинтересованы в нем. У институтов нет стимула и мотивации выпускать полноценных специалистов, потому что трудоустройство выпускников, их отдача на производстве и в бизнесе нигде не учитываются.              

Из тех выпускников, которые приходят устраиваться к нам на работу, примерно половина ребят – неплохие, а половина – именно "полуфабрикаты". Так вот из этих неплохих большая часть – те, кого мы отправляем на учебу от предприятия. В этом случае человек осознанно идет на специальность, учится, понимая, что ему предстоит работать на нашем производстве. А вот от "залетных", которые совершенно случайно попали на специальности, толку не было и не будет.    

В районах мы как раз и делаем упор на местные кадры – отправляем ребят на учебу, чтобы они потом вернулись на родину. И вот здесь сельская молодежь в проигрыше по сравнению с городской: сельские школы зачастую дают более низкий уровень знаний, и ребята не попадают на те специальности, на которые хотели бы. Эти места занимают молодые люди из города, которые – заведомо известно! – не будут по профилю работать. Вот эти бы перекосы надо решить, и если человек приехал из сельской местности да еще по направлению от предприятия, делать ему обязательно скидку в плане и оплаты, и оценки знаний. Может быть, он хуже знает школьные дисциплины, но в практическом плане, на производстве даст большую отдачу.

Я не совсем согласен с тем, что вузы должны только "учить учиться". Да, это должно быть, но при этом нужно давать и практические знания. Как бы все советское мы ни хаяли, но я в те годы учился по зерноперерабатывающей специальности, и у нас со второго курса была производственная практика на действующих предприятиях, причем длилась она от двух до трех месяцев. Мы приходили на производство и уже понимали, что там и как, пощупав все собственными руками… Сейчас эти практики совершенно урезаны либо сведены на нет – то предприятия не берут, то студенты не идут. Мы, например, приглашаем на практику студентов из технического, аграрного университетов, но иногда даже не можем набрать того количества, которое нам необходимо. В итоге выпускники приходят на работу совершенно "сырые". А между тем, чтобы даже из хорошего выпускника сделать нормального специалиста, требуется от года до трех лет.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость