В этом году два алтайских университета – технический и классический – попали в престижный национальный рейтинг "Топ-100 лучших вузов страны". Какие тенденции в образовании задают негласные фавориты? Сергей Землюков, ректор АлтГУ, и Александр Ситников, ректор АлтГТУ им. Ползунова, рассказали о своих достижениях, планах и перспективах.
Бизнес и наука
– Называться лучшим вузом Алтайского края и входить в сотню лучших в стране, безусловно, престижно. Могли бы вы поделиться опытом – чем обязаны такой чести?
Ситников: – Технический университет всегда славился своей серьезной научной базой и, кроме того, решал практические задачи. Там, где есть две эти составляющие, – высокое качество выпускников. Да, я рад, что АлтГТУ стал лучшим вузом края ("политех" опережает классический университет на две строки, занимая 68-е место. – Прим. авт.), но для меня было важнее попасть в рейтинг, оценивающий востребованность выпускников, что нам и удалось. В дальнейшем, если Россия по-прежнему будет придерживаться западной системы образования, связь с реальным сектором экономики, бизнесом станет определяющим критерием успешности вуза. Собственно, последние методики расчета контрольных цифр приема основываются как раз на этом. Если у нас не будет связи с работодателями, не будет и контрольных цифр, что станет началом конца.
Землюков: – Классический университет должен определять инновационное развитие региона, то есть не только готовить специалистов, которые будут востребованы через пять – семь лет, но и предлагать на рынок новые, практически пригодные разработки. Мы как раз к этому идем. Например, в этом году, для того чтобы обеспечить биофармацевтический кластер достойными кадрами, открыли межфакультетскую кафедру физико-химической биологии и биотехнологии. При онкологическом центре – кафедру медицинской физики. Кроме того, готовим специалистов практически для всех региональных ведомств: управления по пищевой и перерабатывающей промышленности, по образованию, по культуре, по печати и информации и так далее. Но все это – только первый шаг. Следующий – развитие науки, внедрение разработок в жизнь. Вот недавно мы с этой целью проводили презентацию на предприятии "Эвалар". Просто надо ориентироваться на развитие территории и такие предприятия.
Экономическая эффективность
– Первый мониторинг эффективности деятельности вузов многие ректоры приняли довольно остро. Как к этому событию отнеслись вы? Какие он выявил слабые стороны и к чему готовитесь в этом году?
Землюков: – Прошедший мониторинг не стал для нас потрясением: мы к нему готовились, знали, что он будет, прекрасно понимали, по каким критериям выигрываем, по каким – проигрываем. Слабые стороны были связаны главным образом с двумя моментами. Первый – недостаточная инфраструктура. В этом году мы эту проблему решили: зашли в новый корпус на пр. Комсомольском, выстроили систему практик в Республике Алтай… Кроме того, несколько помещений нам выделили от администрации края и города.
По второй слабой позиции – научно-исследовательским и конструкторским работам – тоже подтянулись. Что же касается наших филиалов с признаками неэффективности – в Михайловке и Бийске, – первый мы планируем закрыть, а второй развивать. Так что, думаю, в этом году все будет хорошо.
Ситников: – Как бы мы ни относились к мониторингу, цель его вполне определена – экономическая эффективность. Каждый критерий помогает понять, насколько вуз оправдывает вложенные в него средства. Допустим, средний балл ЕГЭ. Представьте, сколько нужно денег, чтобы выучить человека с низким уровнем довузовской подготовки. Государство не может себе позволить такие траты, вкладывая деньги, оно должно получать результат.
В прошлом году мы не вышли на нужные показатели по среднему баллу ЕГЭ, что, впрочем, характерно для всего региона, и по науке. Эти два критерия в этом году намного лучше.
– Обязательное требование для эффективного вуза – увеличение числа иностранных студентов, обучающихся по основным программам. Для чего этот показатель?
Землюков: – Здесь есть три серьезных обстоятельства, которые говорят о необходимости развивать это направление. Во-первых, сейчас учебные заведения должны зарабатывать деньги. Иностранные студенты – один из способов привлечения денег. Наша задача – активно выходить на образовательный рынок. Например, в Китае сто человек на место в вузы. Куда они со своими деньгами поедут?
Во-вторых, есть страны, поддерживая которые мы решаем общегосударственные, политические задачи. И, наконец, в-третьих, решение демографической проблемы. Большинство европейских стран прирастает только за счет миграции. Мы тоже серьезно рассматриваем этот фактор. Почему нет?
– А что вы скажете по поводу нововведения этого года – критерия трудоустройства выпускников?
Ситников: – Это очень интересный показатель. Допустим, мы его хорошо выполнили, а вот Алтайский край в целом, даже в масштабе Сибирского федерального округа, – нет. Почему? Потому что студенты, оканчивая вуз летом, не устраиваются на работу, а встают на биржу труда и, ничего не делая, все каникулы получают пособие. Осенью они идут на работу, но как безработные-то они уже зарегистрированы! Так что нужно думать, как работать с такой категорией.
Курс на лидерство
– Расскажите о нововведениях, касающихся профессорско-преподавательского состава.
Землюков: – У нас прекрасные профессора. Однако они привыкли заниматься фундаментальной наукой. Между тем любая прикладная наука сегодня должна быть востребована на практике. Наша задача – обеспечить им мотивацию.
Вот, например, в Кремниевой долине Сан-Франциско, где население два миллиона человек, живут 180 тысяч миллионеров. Все они ученые.
Поэтому сегодня мы сделали ставку на то, чтобы оставлять у нас молодых, талантливых ребят и давать им траекторию обучения. Создали студенческое конструкторское бюро и студенческий бизнес-инкубатор, ведем подготовку студентов, желающих создать малые инновационные предприятия, выделяем деньги на научные разработки. Все для того, чтобы оставить специалистов у себя.
Ситников: – Не только к профессорско-преподавательскому составу, но и к руководству университета сейчас предъявляются особые требования. Это прежде всего разработка и внедрение механизмов эффективного контракта. Причем предполагается проведение информационного и мониторингового сопровождения введения эффективного контракта.
Это новая, непростая система, в которой есть свои сложности. Некоторые вузы в России попытались перейти на эффективные договоры уже в этом учебном году, но пока есть трудноразрешимые нюансы.
– Последние пару лет в Алтайском крае активно обсуждается идея открытия федерального вуза. Как вы оцениваете свои шансы?
Землюков: – С точки зрения освоения российско-азиатского образовательного пространства – положительно. Для этого мы провели студенческий форум "Алтай – Азия-2012", создали ассоциацию азиатских университетов, открыли институт исследований стран Центральной Азии. Кроме того, у нас есть проект, получивший одобрение на всех уровнях. Этот проект поддерживают администрация края, губернатор Александр Карлин, мы будем его продвигать. Университет принят в число университетов Шанхайской организации сотрудничества. Немного нас сдерживают инфраструктурные рамки, но мы решаем этот вопрос.
Ситников: – Насколько я знаю, государство пока не планирует создавать новые федеральные университеты, пресекая любые попытки и инициативы извне. Почему? Должен пройти определенный период, чтобы понять эффективность этой модели. С одной стороны, стало легче с точки зрения распределения финансовых ресурсов. С другой стороны, сложнее с точки зрения управления. Поэтому говорить о том, что на Алтае будет создан федеральный вуз, рано. А вот о создании сетевых университетов по программе развития вузов до 2020 года – вероятно. Но даже если объединение будет происходить, это будет просто хороший, крепкий, региональный университет, не носящий, во всяком случае пока, статуса "федеральный".
Университеты и их руководители
Сергей Землюков – ректор АлтГУ, председатель Совета ректоров вузов Алтайского края и Республики Алтай, член Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию. Доктор юридических наук.
Автор 134 научных работ, в том числе четырех монографий и трех учебников.
Александр Ситников – ректор АлтГТУ им. Ползунова. С 2007 г. работает заведующим кафедрой сельскохозяйственного машиностроения. Автор 118 научно-методических трудов, в том числе двух монографий, трех брошюр и четырех учебных пособий. Им получено 18 патентов на изобретения и четыре свидетельства об официальной регистрации программы для ЭВМ.
В "Топ-100 лучших вузов страны" АлтГУ занимает 70-ю строку, АлтГТУ – 68-ю. Кроме того, АлтГТУ вошел в топ-40 вузов, востребованных у работодателей, заняв в нем 26-ю позицию.
Благотворительный фонд Владимира Потанина недавно опубликовал список вузов, магистранты и преподаватели которых могут претендовать на стипендии и гранты Стипендиальной программы фонда. В него вошли АлтГУ и АлтГТУ.
Самое важное - в нашем Telegram-канале