Честная самостоятельность
Геннадий Пекшев – директор школы, живущей по средствам
Автоматический режим
Мы писали о системе безналичного расчета за питание в бийской школе № 5. Как оказалось, бийчане не передовики в этом вопросе.
– Представляете, в Новоалтайске такая система появилась даже раньше. Директор к началу учебного года купил обычный терминал, заказал специальное программное обеспечение в городской компьютерной фирме и сэкономил таким образом сотни тысяч! – рассказывает Римма Лобанова.
Принцип работы системы, установленной в школе у Пекшева, практически не отличается от той, что бийчане заказали в Новосибирске: ученик через терминал делает заявку на обед, оплачивает его по карте, а родители получают смс-уведомление о том, что он съел.
– Пропускная способность школьных столовых очень маленькая: семь – десять человек за перемену. Из-за этого столовые у нас превращаются в неприступные крепости, штурмуемые учениками, – рассказывает Геннадий Пекшев. – Два года назад, чтобы решить эту проблему и освободить педагогов от хлопот, связанных с организацией питания и сбором наличных, мы ввели систему расчета по талонам. Следом встал вопрос учета и распределения детей по категориям. Так мы и пришли к идее установить терминалы. Кстати, это помимо прочего страхует столовую от рисков, связанных с излишком продуктов.
Баланс на карточке ученика удобно пополнять: родители могут делать это через систему "Город".
– Все работает в автоматическом режиме. Теперь появилась идея использовать персональные карточки и для пропуска в школу через турникеты. Так мы сможем оповещать родителей, когда ребенок приходит в школу и когда выходит из нее, – говорит директор.
Научился экономить
В школе № 3 Новоалтайска учится немногим больше 400 учеников. Государство же, как правило, начинает замечать образовательные учреждения, обучающие от 500 человек. Пекшев от недостатка внимания ни разу не пришел в отчаяние. Зато научился экономить.
– Федеральная программа по модернизации столовых, например, включает школы, где количество учащихся превышает 500 человек, вот мы и не попали под "модернизацию столовых", – рассказывает Геннадий Алексеевич. – У нас же, как в России, – показатели превыше всего, а с маленьких школ какие показатели? Вот в сельских школах и нет практически ничего. Нам за счет экономии теплоэнергии и воды удалось выделить кое-какие деньги для своей столовой. Пока купили только жарочный шкаф, но постепенно, думаю, заменим все остальное оборудование.
– Я слышала, вы и с родителей денег не собираете на учебники…
– У нас район такой… неблагополучный. Пятьдесят процентов учеников относится к семьям, находящимся в сложном материальном положении, так что обременять их покупкой учебников мы не можем себе позволить. Однако 10% стоимости так или иначе они вносят (ежегодно, в качестве одноразового взноса) в счет библиотечного фонда.
Пройденный этап
Геннадий Алексеевич убежден: школа может быть абсолютно самостоятельной. В преимуществах финансовой независимости от государства его убедил собственный опыт.
– В год, когда я переехал в Новоалтайск и занял должность директора третьей школы, нескольким образовательным учреждениям дали возможность открыть свои расчетные счета. Наша школа стала юридически самостоятельной, так что все, что сейчас предстоит остальным – переход к новой системе финансирования, – для нас уже пройденный этап. Что значит самостоятельный баланс? Это возможность дополнительных источников финансирования. Мы еще в 90-е нашли способ пополнять свой внебюджетный счет – занялись изготовлением хлебных лотков, которые ученики совместно с педагогами труда делают во внеурочное время. До сих пор не отказываемся от этой работы, потому что она уже пользуется спросом по всему краю (даже однажды заказ из Томска пришел, мы не стали его брать, местных хватает). Оборот в среднем доходит до миллиона.
Кстати, дети за это еще заработную плату получают – все довольны. При этом мы не коммерческой деятельностью занимаемся, а производственной и благодаря такой работе еще в 96-м году смогли себе позволить купить шесть персональных компьютеров и 90-е, и нынешний кризис пережили относительно без потерь, – вспоминает директор.
Пока большинство госучреждений буквально лихорадит при одной только мысли о материальной самостоятельности, связанной с переходом на новую систему финансирования (ФЗ № 83), Геннадий Пекшев сожалеет, что его школе по статусу полной свободы не полагается:
– Мы всегда отличались от других школ и могли позволить себе то, чего не могли другие, именно благодаря своей самостоятельности. Раньше, когда все деньги находились в руках председателя комитета по образованию, элемент управления сводился к тому, насколько директора могли найти общий язык с чиновниками. А самостоятельность учит быть честным, соизмерять свои возможности и жить по средствам.
Справка
Геннадий Пекшев окончил Среднеазиатский педагогический университет им. Кирова. В 1979 году по распределению прибыл на Алтай. Первое время работал учителем физики в одной из школ Тальменского района. С 1986 по 1992 г. занимал должность директора, затем возглавил районный комитет по образованию. С 1996 года работает в новоалтайской школе № 3.
Цифра
Около 40 000 рублей стоила школьному бюджету покупка терминала. Еще примерно во столько же обошлась разработка необходимого программного обеспечения. Ее школе помог оплатить местный муниципалитет.
Самое важное - в нашем Telegram-канале