Снижение нагрузки
В конце прошлого года председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что необходимо пересмотреть учебную нагрузку в школе — этот вопрос стал приоритетным в новом 2025 году. Политик отметил, что в среднем ученики проводят времени за учебой больше, чем взрослые за работой — до 10 часов в день.
Основными причинами такой нагрузки Володин назвал сложные домашние задания и их объем, перегруженное расписание, большое количество изучаемых предметов, внеурочную деятельность, шестидневную учебную неделю и обучение во вторую смену.
С 1 сентября 2025 года эта проблема должна быть решена. Теперь контрольные, школьные проверочные работы, включая всероссийские проверочные (ВПР), не должны занимать более 10% от всего учебного времени.
Например, в пятом классе русскому языку будут посвящать 170 часов в год, то есть пять уроков в неделю. В эти часы будут входить не больше 17 контрольных работ.

Синхронизация программы с ЕГЭ
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко на итоговом заседании коллегии Минпросвещения заявил, что школьную программу синхронизируют с ОГЭ и ЕГЭ. Это необходимо, чтобы задания на экзаменах соответствовали пройденной школьной программе.
Ранее в 2024 году в послании Федеральному собранию президент Владимир Путин обратил внимание, что вопросы на экзамене могут отличаться от тех тем, какие проходили школьники на уроках. Путин потребовал разобраться с этой проблемой.

Обществознания меньше, истории больше
В новом учебном году далеко не у всех школьников средних классов начнутся уроки обществознания. Предмет уберут из расписания шестиклассников и семиклассников. А в 2026 году обществознание останется только в 9-х, 10-х и 11-х классах.
В Минпросвещения РФ заявили, что обновленный курс обществознания будет более практикоориентированным. Под него будут адаптированы задания ОГЭ и ЕГЭ.
Вместе с тем оставшиеся часы перейдут «Истории». В 5-7-х классах предмет будут изучать три часа в неделю. Пятиклассники будут проходить всеобщую историю и историю нашего края, а с шестого класса — историю России.
В 2026 году количество часов увеличат у старшеклассников. В восьмых классах будет так же по три урока в неделю (34 часа всеобщей истории и 68 часов истории России), в девятых — по два (23 часа всеобщей истории и 45 часов истории России).

Экзамен на знание русского языка
Для детей иностранных граждан и лиц без гражданства при приеме в школу будет организовано тестирование на знание русского языка. Оно будет проводиться уже с 1 апреля.
Тестирование будет состоять из устной и письменной части. Исключение – дети, которые только идут в первый класс, они будут сдавать экзамен устно.
Первоклассники должны будут показать навыки слушания и говорения. «Будут оцениваться элементарные навыки общения на русском языке. Ребенок должен будет назвать предметы с опорой на картинку, поздороваться и попрощаться с учителем, говорить «спасибо» и «пожалуйста», — ранее объясняла altapress.ru заместитель председателя комитета по образованию Барнаула Наталья Михальчук.

Поступление без ЕГЭ — но не для всех
Госдума РФ приняла во втором и третьем чтениях законопроект, согласно которому выпускники колледжей и техникумов смогут поступать в университеты без сдачи ЕГЭ — вместо него они будут писать внутренние экзамены. Но такое будет возможно, только если направление обучения в вузе будет совпадать с полученной в колледже специальностью.
Например, если выпускник юридического колледжа захочет продолжить обучение на юридическом направлении в университете, то ЕГЭ ему не потребуется. Но если этот же выпускник задумается о поступлении в медицинский университет, то он, как и все абитуриенты, будет сдавать государственные экзамены.
Такая возможность распространяется на все вузы, где есть подходящее направление. Выпускник колледжа может подать документы в пять университетов, однако в каждом из них ему придется сдавать внутренние экзамены.

Оценки за поведение
Оценка за поведение в школах может появиться с 1 сентября 2025 года в нескольких регионах, сообщил глава Минпросвещения Сергей Кравцов.
Сейчас в министерстве разрабатывают критерии, по которым будут оценивать поведение учеников. В качестве вариантов рассматриваются классическая пятибалльная шкала и письменные комментарии учителя.
«Это может быть балльная система оценки (с использованием критериев), сопряженная с самооценкой и последующим разбором с педагогом. Важно четко разъяснять критерии оценки и давать возможность ученику улучшить свой результат», — сообщила «Известиям» советник министра просвещения России, зампредседателя комитета Общественной палаты РФ по просвещению и воспитанию Наталия Золотарева.
Самое важное - в нашем Telegram-канале