Образование

Студенты матфака АлтГУ обошли на всемирных интернет-соревнованиях 20 тысяч соперников из 20 стран мира

Команда математического факультета АлтГУ участвует во всемирных интернет-соревнованиях по математике третий год. И третий же год подряд выходит из них победителем.

— Наши участники — это четыре магистранта матфака — Александр Кирлица, Алина Дорофеева, Ирина Никитина, Ольга Кондратенко, — рассказывает Сергей Ленюк, замдекана по учебной работе математического факультета АлтГУ и научный руководитель победителей. — В этом году они все добрались до финального конкурса в Йошкар-Оле, где Александр занял первое место, девушки получили бронзовые медали, а Ольге Кондратенко присвоили еще и звание "Умница олимпиады", то есть она стала лучшей среди девушек. И всех четверых пригласили в Израиль, где в сентябре впервые проходил финальный конкурс для участников со всего мира и где Александр Кирлица стал победителем.

Александр занимается олимпиадной математикой уже лет десять. И, как утверждает Сергей Ленюк, это очень важно, потому что к олимпиаде такого уровня не подготовишься даже за три-четыре года. Необходимы хорошая школьная база и интенсивные занятия в вузе.

Александр Кирлица рассказал нам о некоторых особенностях всемирных соревнований.

О заданиях

— Задания олимпиады совсем не похожи на задания ЕГЭ. Считать на самом деле приходится мало, в основном необходимы логика, рассуждения, умение решать сложные математические задачи, которые часто бывают неожиданными. Для ЕГЭ детей заранее тренируют на решение задач конкретного типа. А здесь угадать, что на олимпиаде будет хотя бы что-то похожее на то, что ты решал раньше, невозможно. Поэтому при подготовке мы просто нарабатываем базу знаний. И этот опыт, умение хорошо придумывать новые решения очень помогает. На первых соревнованиях я открывал вариант, он казался мне слишком трудным, я начинал нервничать и зачастую проигрывал не потому, что я самый глупый, а потому, что я больше всех нервничал. А сейчас я открываю вариант, думаю: "Ну и что, что сложно, решу, что могу". Главное — спокойнее к этому относиться.

О заблуждениях

— Еще часто бывает так, что человек решил задачу, но на самом деле ему только кажется, что решил ее. Многим людям, которые никогда этим не занимались, кажется, что вот сейчас они прочтут задание, подумают и решат задачу. А на самом деле они либо сразу ошибаются в ответе, либо просто угадывают его, и им кажется, что они уже решили задачу. Нужно понимать, что просто ответ — это вообще не решение. За него ноль поставят. И если дойти до правильного ответа неверными рассуждениями, тоже ставят ноль. Самое главное — доказывать все утверждения, которые формулируешь.

О значимости

— В России достижения таких олимпиад не очень ценятся. У меня знакомый участвовал в крупных интернет-соревнованиях по программированию, победил. Пришел он устраиваться у себя в городе на работу, сказал, что он золотой медалист чемпионата мира по программированию. Ему сказали: "О, ну замечательно!" — и не взяли. А когда он написал про победу в Microsoft, его сразу же пригласили в США на собеседование и даже оплатили дорогу. А в России… Но мне, в общем-то, победа помогла с работой. Мне просто позвонили и сказали, что хотят, чтобы я у них работал, потому что слышали, что я победил в олимпиаде. А за границу я не собираюсь уезжать.

Если говорить широко, то это олимпиада для всех. Любой студент любого университета мира может зарегистрироваться на сайте и в определенное время (оно будет указано на сайте) выйти в Сеть и начать применять все свои знания. Применять их можно по нескольким профилям: математическому, техническому, гуманитарному, экономическому, сельскохозяйственному. Более того, если вы убежденный гуманитарий, но по каким-то причинам мечтаете участвовать в математической олимпиаде, можете указать это при регистрации, и "сражаться" придется уже не с матерыми математиками, а с такими же точно "правополушарными" особами. Победите — вам грамота, медаль и уважение всего университета. А, может быть, и выгодное трудо­устройство.

Отборочный тур в университете. В течение недели (неделя начинается и заканчивается одинаково во всех вузах мира) в режиме on-line все желающие студенты решают каверзные математические задачки. Как только все вузы справились с заданием, в Математическом образовательном центре Израиля начинается обработка результатов.

Победители первого тура  едут на следующие отборочные. Студенты АлтГУ — в Новосибрск. Здесь в очередной раз студенты пытаются справиться с миром цифр и логики. В одно и то же время студенты всего мира приступают к выполнению заданий on-line. Результаты так же проверяют в Израиле.

В третий раз "умные головы" со всей России (кроме жителей Дальнего Востока) собираются в Йошкар-Оле. Из "наших" сюда попадают те, кто занял призовые места в Новосибирске, но не более трех человек от вуза (в этом году от АлтГУ разрешили участвовать четверым студентам, для этого даже принималось отдельное решение).  Результаты проверяет специальная комиссия, в состав которой входят руководители команд-участников.

Четвертый этап случается не всегда. В этом году впервые за всю историю существования таких математических "игр" решено было провести "суперфинальный" тур в Израиле. Повторится ли такой всеобщий конкурс в следующем году, пока неизвестно.

Автобусная компания, осуществляющая рейс между двумя соседними городами (без промежуточных остановок), решила провести исследование, чтобы выяснить заполняемость автобусов. Для этого в течение месяца каждому пассажиру выдавалась анкета с одним вопросом: "Сколько пассажиров (включая Вас) ехало в автобусе?" Затем, собрав полученные ответы, посчитали их среднее арифметическое.

Вопрос:

Правильно ли была подсчитана средняя заполняемость рейсов? Можно ли, исходя из полученных результатов, найти правильный ответ? Если да, то как? Как бы Вы организовали такой опрос, если бы перед Вами поставили задачу найти среднюю заполняемость автобусов?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость