Образование

Теряем грамотность

Почему выпускники школ едва умеют писать? Почему это не беспокоит их родителей? Русский язык перестал быть ценностью, и отношение к нему в обществе меняется не в лучшую сторону. Ученые бьют тревогу: с таким подходом недолго потерять часть национальной культуры.

8 сентября, в Международный день грамотности, мы обсуждали эти вопросы с экспертами.

Эксперты «СК»

Елена Лукашевич , доктор филологических наук, профессор Алтайского государственного университета.

Елена Косых , кандидат филологических наук, доцент Барнаульского государственного педагогического университета, руководитель консультационного центра «Русский язык».

Мы забыли многие слова

– Как много в нашем обществе людей, которых можно считать по-настоящему грамотными?

Лукашевич : – Посмотрите, как интересно: еще в 70-е годы XX века словари фиксировали слова «малограмотный, «безграмотный», определяя то, в какой степени человек владеет языком, умеет читать и писать. Сегодня слово «малограмотный» практически не употребляется, хотя, например, многие студенты и школьники до сих пор читают по слогам, а пишут едва-едва. Мы сталкиваемся с тем, что первокурсники с трудом записывают лекцию, а как только начинают читать вслух или говорить, испытывают много проблем с произношением.

В науке принято говорить о разной степени владения языком. Есть элитарная языковая личность: человек не допускает ошибок, прекрасно, грамотно, выразительно и, самое главное, эффективно говорит на русском языке – в любой сфере коммуникации. Существует среднелитературный тип: в целом такие носители языка не допускают грамматических и стилистических ошибок, их можно назвать грамотными. А дальше – фамильярно-разговорный, просторечный типы…

Проблема в том, что элитарных носителей языка и тех, кто относится к среднелитературной языковой личности, становится все меньше. Точных цифр, конечно, нет. Раньше, например, к элитарным носителям языка причисляли не больше двух десятков человек из всего Советского Союза. Сейчас же, я считаю, к среднелитературному типу относится примерно 5–10% наших студентов, а формирование языковой личности, как и личности в целом, заканчивается в период от 17 до 25 лет. И эта группа, которая способна обучаться в соответствии с современными требованиями, год от года сокращается. Зато количество неграмотных в языковом отношении доходит до 40%.

– То есть можно констатировать, что грамотность мы все-таки теряем?

Лукашевич : – Если говорить о нашей языковой грамотности, то здесь все грустно. С каждым годом проблем больше, а людей, которые умеют что-либо произнести или написать без грамматических и стилистических ошибок, привлечь внимание яркой и выразительной речью, все меньше.

Косых: – Читая сочинения по ЕГЭ, мы можем сказать, что общий уровень грамотности у выпускников школ действительно падает. 2004 и 2008 годы – две большие разницы. За четыре года благодаря сокращению часов по русскому языку и литературе Министерству образования и правительству удалось понизить грамотность подрастающего поколения.

Мы забыли многие слова. Самый популярный среди молодежи комплимент – «клевый» или «сексуальный». А в русском языке ведь есть еще «милый», «очаровательный», «чарующий»… Мы ограничиваем себя употреблением сниженной лексики, и от этого тоже падает грамотность. Ребятишки, которые часто смотрят сериалы, овладевают рубленой речью, просторечной и сниженной.

Письменная грамотность понижается, потому что зрительная память лучше, чем слуховая. Мы пишем в соответствии с оканьем, а говорим акая. Если человек мало читает, он не знает, как написать слово. А ведь русский язык третий в мире по сложности после китайского и венгерского.

Мы перестали читать

– Связаны ли грамотность и чтение напрямую? Распространено мнение, что в СССР люди больше читали и поэтому были более грамотными…

Косых : – Я думаю, что кривят душой, когда об этом говорят. Да, многие читали, но в целом в Советском Союзе, во многих республиках можно было спокойно купить дефицитные книги – там они, вероятно, не были востребованы. Выпускалось действительно больше литературы, при этом газеты, журналы были доступнее.

Лукашевич : – Раньше чтение было элементом образования в целом: нельзя было считаться культурным человеком, если ты не прочитал «обязательный» список литературы. И люди читали! Я считаю, есть прямая зависимость между тем, сколько и что мы читаем, и тем, насколько мы грамотны.

– Чем еще вызваны негативные процессы?

Косых : – Школьная реформа делает все, чтобы люди перестали быть грамотными. Безграмотный человек легко поддается манипуляции. В советский период была шестидневная учебная неделя, уроки по 45 минут. Сейчас во многих школах занятия пять дней и 40 минут на урок. Раньше русский язык в начальной школе был каждый день, сегодня количество учебных часов варьируется от трех до четырех. Японцы, например, учатся писать иероглифы два года, у нас на письмо отводится одна четверть. Сегодня вы редко у кого встретите каллиграфический почерк, и это тоже влияет на грамотность, потому что мелкая моторика развивает мышление ребенка. Литературу вообще пытаются выбросить, убрать. Парадокс: Василий Аксенов преподает курс русской литературы в Институте термоядерной физики в США! И только у нас считают, что она не нужна.

Лукашевич : – Известный лингвист Иосиф Стернин говорит о том, что в нашей стране хорошее, грамотное владение русским языком не стало общественной ценностью и не относится к области приоритетов. В России нет языковой политики, хотя это элемент любого государства. Когда мы начинаем спрашивать у студентов, школьников, что для них русский язык, возникают ассоциации с орфографией, пунктуацией, но редко кто вспоминает, что это родной язык, язык нации… Он действительно не ценность. Прошлый год был Годом русского языка в России – ни одного масштабного государственного мероприятия не прошло.

Мы еще можем улучшить ситуацию

– Что стоит за потерей грамотности? Действительно ли этот процесс так опасен для общества?

Лукашевич: – Мы должны признать: язык – единственное средство доступа к сознанию человека. То, как он говорит, пишет, отражает его сознание, образ его мыслей и жизни. И тогда получается, правы те, кто утверждает, что есть какая-то связь между ослабевшей грамматикой и нашей распавшейся жизнью, путаница в падежах и чудовищный разброд ударений сигнализируют о некоторой ущербности бытия, за изъянами синтаксиса вдруг обнаруживаются дефекты души. Есть замечательное высказывание новосибирского ученого Майи Ивановны Черемисиной: «Когда на таком языке-айсберге, как русский, перестают говорить грамотно и вразумительно, это не трагедия языка, это трагедия нации».

– Как изменить ситуацию и возможно ли это в принципе?

Косых : – Старая школа не может научить новому. Компьютеризация, интерактивные доски в старых школьных зданиях – то же самое, что заставлять 80-летнюю бабушку делать шпагат. Если мы хотим проводить школьную реформу, то в первую очередь нужно построить новые школы и вернуть парты. Ребенок за партой не устает, не теряет способности воспринимать информацию. Это не нюансы, а жизненная необходимость! Второе – нужно проводить уроки русского языка и литературы в том объеме, в котором они были в советское время. Третье – перестать гнать программу в начальной школе, вернуть буквари и обучение письму в течение года. И поскольку дети сейчас информационно загружены, их количество в классе не должно превышать 12 человек. Только это будет способствовать повышению грамотности.

Цитата

Елена Лукашевич , профессор:

– В 1897 году зафиксировано около 28% грамотного населения в возрасте от девяти до 49 лет. В период ликвидации безграмотности, в 1926 году, около 57% жителей страны были грамотными. Этого показателя достигли за очень короткий период! Если взять советский период, то в 1979 году грамотными считались 99,8%. Наверное, этим данным можно верить, потому что страна читала и училась, это было престижно. С другой стороны, сегодня мне совершенно не ясно, какой процент населения у нас является грамотным – в стране миллионы детей, которые никогда не ходили в детский сад и школу.

Справка

Международный день грамотности – один из международных дней, отмечаемых в системе Организации Объединенных Наций.

По данным ООН, в мире сегодня около четырех миллиардов грамотных людей, при этом более 860 миллионов взрослых остаются неграмотными, а более 100 миллионов детей не ходят в школу. В то же время множество детей, молодых людей и взрослых, охваченных школьными или другими образовательными программами, не соответствуют уровню, необходимому для того, чтобы их можно было считать грамотными в условиях сегодняшнего мира.

Факт

По результатам международных тестов грамотности школьников Россия находится среди стран с наихудшими показателями. Всего 11% российских школьников попали в группу с высокими и самыми высокими показателями грамотности, тогда как в развитых странах 40–50 процентов ребят показывают такие результаты.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость