Новости партнеров

Образование

Троечник лучше, чем фальсификатор, или проблема плагиата в вузах

Пять лет в нашей стране шла зачистка вузов — сократили больше тысячи. Наверное, чтобы родители были уверены: их отпрыски получат в нормальных вузах нормальное образование. Ну и для пользы общества в целом.

Студент. Образование.
Студент. Образование.
СС0.
Надежда Скалон, обозреватель.
Надежда Скалон, обозреватель.
Altapress.ru

Но вот на днях ректоры 50 крупнейших российских университетов коллективно обратились к президенту с интересным письмом. Одна из просьб — проводить независимую оценку знаний студентов.

Из этого, вообще-то, следует не сильно воодушевляющий вывод: в качестве высшего образования руководители университетов сами не уверены. Ну, вот и я размышляю: а чего сегодня стоит диплом выпускника вуза?

Борьба за то, чтобы за вузовскими корочками стояло реальное содержание, на самом деле ведется. Несколько лет назад начали выявлять тех, кто их себе элементарно купил. На днях прокурор Барнаула добился в суде решения, которое позволит заблокировать 15 сайтов по продаже дипломов.

Запустили систему «Антиплагиат. Вуз», через которую прогоняют письменные работы студентов. Это должно было бы заставить студиозусов писать работы самостоятельно. Но, по отзывам преподавателей и студентов, рефераты, курсовые, а то и дипломные работы по-прежнему как-то плагиатят. Или покупают.

Объявления, визитки фирм-изгото­вителей липы по-прежнему распространяются прямо в аудиториях. И что самое главное — в массе своей студенты не считают это грехом.

Захожу на сайт одной фирмешки по «улучшению» плагиата. «У меня такая несправедливость, — жалуется в комментариях некая Анна. — Диплом написан, по всем антиплагиатам набирает 60–70%, а по вузовскому 46%. Подбирала синонимы, переписала больше полработы своими словами. И ничего. Возможно ли что-то сделать до 18 июня? И сколько будет стоить?»

Если это и написано авторами сайта, то похоже на правду. «Меня как-то спросил студент: как сделать, чтобы повысить оригинальность текста?» — рассказывает знакомый преподаватель.

Один студент, чья работа показала уровень оригинальности лишь 15%, принес на следующий день эту же работу, но показатель уже был 95%, продолжает он. Ну и какое образование получит этот умник? По мне, так лучше честный троечник, который выкручивается сам, чем такой фальсификатор.

«70–80% студентов к учебе в вузе относятся как к получению диплома, к социализации, к времени, когда ты завязываешь новую дружбу. Тех, кто по-настоящему настроен научиться, в каждой группе единицы», — говорит мой собеседник.

Газета «Коммерсантъ» приводила в декабре 2017 года оценку компании «Антиплагиат», которая поддерживает систему: треть дипломных работ имеют заимствования более половины текста. Есть о чем задуматься.

Почему студента, пойманного на плагиате, не отчисляют? Система высшей школы выстроена так, что преподаватель обязан выполнять формальные показатели образовательного процесса, и в отчетах качество подготовки не главное, а отчисление не поощряется, говорит мой собеседник.

Наверное, ректоры 50 крупнейших хотели бы поменять эту систему. Но как ее изменишь, если плагиатом развлекаются министры, депутаты и прочие VIP-персоны, которым это легко сходит с рук?

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость