Политика

Администрация Александра Карлина первая, кому от Советской власти ничего не досталось

Во время недавнего визита в Барнаул премьер-министра Михаила Фрадкова краевая администрация достаточно много попросила у правительства (см. http://www.altapress.ru/10131/ ). Но, к сожалению, ни одна из просьб, даже если она будет выполнена в полном объеме, не преобразит край. Не преобразит его и выполнение всех просьб. Это не значит, что они не нужны. Очень нужны, потому что каждый по назначению использованный рубль, безусловно, пойдет бедному краю на пользу.

Сделайте же что-нибудь!

Деятельность власти делится на текущую работу (подготовка к зиме, посевная, уборка, решение социальных задач и пр.) и реализацию каких-то стратегических планов. Осуществление крупных долговременных проектов дает возможность создать новые рабочие места, увеличить поступления в бюджет и, что, может быть, самое важное, - открыть перед людьми перспективу.

Поскольку в Алтайском крае уже давно не осуществлялось никаких новых серьезных проектов, они нужны уже хотя бы для того, чтобы поднять (да простит читатель высокопарность) дух народа, показать, что еще не все потеряно и мы еще что-то можем. И не важно, что это будет - возрождение традиций алтайского сыроварения, глубокая переработка продукции садоводства или отверточная сборка бытовой техники. Главное, чтобы был результат и его бы не стыдно было держать в руках.

К сожалению, "список Александра Карлина" (13 писем, которые губернатор передал премьеру) и не преобразит край, и не вдохновит население. В этом списке нет амбициозных проектов. Он больше похож на перечень просьб, с которыми пробились к губернатору ходоки с мест, чем на плод стратегических разработок инвестиционного ведомства администрации.

О начале производства трактора Т-250 начали говорить так давно (см. ниже), что вряд ли кто-то поверит в реальность этого начинания. К тому же неизвестно, как отреагирует на эту машину рынок. В 2004 году, по данным газеты "Коммерсантъ-Западная Сибирь" "Алттрак" произвел 733 трактора разных моделей. Выручка составила около 800 млн. рублей, убытки - свыше 150 млн. рублей. А вот выручка "Алтай-кокса" в том же году составила более 13 млрд. рублей. После ввода в этом году пятой коксовой батареи производственные мощности предприятия вырастут на четверть.

Думается, системно из списка вопросов, поставленных перед премьером, на экономику края может повлиять только положительное решение проблемы инфраструктурного обустройства строительных площадок для реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье". Это простимулирует весь строительный комплекс, поможет реально снизить себестоимость строительства, а людей заставит больше зарабатывать.

Советское приданое закончилось

В 90-е годы прошлого и в самые первые годы нового века Алтайский край (пусть кому-то это покажется банальным) жил за счет советского наследства. Нет, конечно, рыночная экономика позволила сделать то, что было в принципе невозможно раньше. На Алтае появились современные зернопереработка, торговля, индустрия питания, мобильная связь, на автобусе или маршрутке стало возможно доехать из любой точки Барнаула в любую другую точку и проч. Но самые крупные инвестиционные программы ­- Семипалатинская, газификация и строительство нового моста через Обь - своими корнями уходят в советское время.

Давайте на минуту вернемся в недавнее прошлое. В феврале 1985 года в Барнауле побывал член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель председателя Совета Министров СССР Гейдар Алиев. Одним из результатов визита Алиева стало решение о строительстве нового коммунального моста через Обь. Строительство было начато осенью 1987 года.

В марте 1989 года Алтайский край посетил премьер-министр СССР Николай Рыжков. В чем-то программа его поездки напоминала программу Михаила Фрадкова, побывавшего в Барнауле 13-14 апреля нынешнего года. С Рыжковым тогдашнее руководство края так же, обсуждало проблему производства трактора Т-250 и двигателя к нему, и Рыжков также как и Фрадков через 17 лет после него, не особенно вдохновился этой идеей. А на "Роторе" Рыжкову показали изготовленный по конверсии кухонный комбайн. Фрадкову там же через 17 лет показали мясорубку. Комментарии, думается, излишни.

Но зато с Рыжковым обсуждался вопрос строительства газопровода, и уже 27 сентября 1989 года было принято постановление Совмина СССР, которое поручало концерну "Газпром" осуществить в 1990-1995 годах строительство газопровода "Новосибирск - Барнаул", а в Алтайском крае - газопроводов-отводов общей протяженностью 338 километров и в 1996-2000 годах - строительство газопровода "Барнаул - Бийск".

Кстати, первая часть постановления выполнена в срок - 14 декабря 1995 года в Барнаул был впервые подан природный газ. Факел зажег бывший председатель Барнаульского горисполкома, заместитель генерального директора "Алтайкрайгаза" Анатолий Мельников, который очень много сделал для осуществления идеи газификации.

Семипалатинская программа также начала разрабатываться в конце 80-х - начале 90-х годов, то есть еще во времена СССР.

Надо сказать, что три первых губернатора края - Владимир Райфикешт, Лев Коршунов и Александр Суриков, имевшие явно различные взгляды и на экономику, и на историю, - по максимуму воспользовались наследством, оставленным им предшественниками. Когда в мае 1992 года Алтай посещал президент РФ Борис Ельцин, Райфикешт решил с ним два принципиальных вопроса - о строительстве (замороженном к тому времени) моста в Барнауле и о Семипалатинской программе. 24 июня 1992 года правительство приняло постановление "О мерах по оздоровлению населения и социально-экономическому развитию населенных пунктов Алтайского края, расположенных в зоне влияния ядерных испытаний". А уже в 1993 году был запущен краевой диагностический центр в Барнауле.

Реализация трех этих программ действительно сильно изменила край. Новый мост через Обь не только решил транспортную проблему и позволил начать реконструкцию Новосибирской трассы, но и улучшил внешний вид Барнаула, сделал его современнее.

Семипалатинская программа дала краю множество новых больниц, школ, социальных учреждений и, самое главное, подняла технологический уровень здравоохранения. Газификация создала условия для развития новой энергетики, решения экологических проблем, создала альтернативу углю.

На долю нынешнего губернатора советского наследства практически не осталось. Строительство моста завершено в 1997 году, Семипалатинская программа, рассчитанная до 2010 года, завершается, и по ней уже не стоит ждать таких инвестиций, как раньше. Осталась газификация, но "Газпром" уже до конца будущего года доведет трубу до Бийска и построит распределительные газопроводы высокого давления. Забота края - чтобы газ дошел до потребителей.

В погоню за частными инвестициями

Приходит конец и советским подходам к решению региональных проблем - государственным инвестициям, которые регионы могли "выбивать" под свои проекты. Как ни крути, а нового моста или Семипалатинской программы за бюджетные деньги нам уже не видать. Теперь государство предпочитает инициативам снизу инициативы сверху, и национальные проекты тому пример. Кстати, газификация страны также объявлена нацпроектом, и "Газпром" уже поставил на поток подписание договоров с регионами.

Только вот никакая верховная власть не сможет учесть особенностей и потребностей каждого региона и полностью удовлетворить их, потому что, чем выше уровень принятия решений, тем больше их унификация. Поэтому краю, как бы успешно ни осуществлялись национальные проекты, нужны собственные программы. В том числе, конечно, и с федеральным участием.

К сожалению, с 90-х годов прошлого века ничего нового краевые власти не придумали. Раз серьезных государственных инвестиций теперь уже не добиться, значит, нужны инвестиции частные, о чем, собственно, и сказал Михаил Фрадков в Барнауле. А это значит, что нужно звать в край капитанов крупного бизнеса. И принимать их как премьера, а может, и лучше. Не стоит, думается, забывать, что и на Алтае есть капиталы, достойные лучшего применения.

Бизнесмены сами разберутся, куда вложить деньги и что производить. Возможно, это будет вовсе и не трактор Т-250, а может, и вообще не трактор. Ведь тракторы (в данном случае трактор - обобщенный образ всей алтайской индустрии) производились у нас давно, в Советском Союзе. А теперь другая страна и другая экономика. И надо срочно приспосабливать госуправление и методы работы власти к новым, не советским, а рыночным условиям, потому что времени уже совсем нет. Власть должна не словом, а делом способствовать развитию бизнеса, создавать благоприятные условия для его развития, видеть в нем партнера, а не соперника.

Надо помнить и о научном потенциале края. Та же Семипалатинская программа стала результатом совместной работы ученых и чиновников. Сейчас на Алтае уже есть серьезный бизнес, и совместная работа предпринимателей, ученых и чиновников могла бы принести краю большую пользу.

Иначе другие регионы уйдут еще дальше вперед, а мы так и останемся в хвосте. И разрыв будет все больше и больше. И тогда этот самый "средний уровень" (то есть никакой) алтайской промышленности, о котором сказал премьер в Барнауле, останется навсегда.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость