Политика

Активы и пассивы губернатора Александра Карлина

Подведение итогов прошедшего года, намеченное на 29 января, возможно, будет не вполне обычным. Приближается следующий губернаторский срок, а значит, можно подводить итоги всей работы главы администрации. И самое важное – наверное, у всех нас 2009-й будет гораздо более трудным, чем три последних года. Что сделала администрация края за прошедшие годы? Что нас ждет в ближайшем будущем? Чего мы ждем от краевых властей?

Эти темы стали предметом беседы двух людей – Владимира Песоцкого, председателя Алтайского банка Сбербанка России, и Юрия Пургина, генерального директора издательского дома "Алтапресс".

Глава администрации Алтайского края Александр Карлин
Глава администрации Алтайского края Александр Карлин
Олег Богданов

Лучший в истории

Юрий Пургин (Ю.П.): – Есть разное восприятие итогов года. Одни утверждают, что, в общем, хвастаться Алтаю нечем, наш край – такой середнячок, по отдельным показателям плетется в хвосте других регионов, есть проблемы системного характера. Другие, напротив, говорят, что все очень хорошо. Я думаю, что мы с вами умеренные или осведомленные оптимисты, но и не пессимисты, и понимаем, что многое заложено было именно в прошедший год…

Владимир Песоцкий (В.П.): – Разделяю ваши оценки. Это был лучший для Алтая год за последние 15 лет не только по показателям, темпам, цифрам прироста, но и по настрою нашего делового сообщества. Хочу отметить такую особенность в деятельности администрации и лично губернатора: при организации инвестирования в крае они смело пошли на поддержку, может, даже на подталкивание к приобретению самых прогрессивных технологий и техники. Я сужу по нашим инвестиционным кредитам на приобретение сельхозтехники – большая их часть пошла именно на высокопроизводительную технику.

Что до системных недостатков – они никуда не делись. Все знают, что реальные доходы в нашем регионе низкие, но, говоря объективно, эту сторону жизни невозможно исправить за год или за четыре, хотя стремиться надо.

Старые корни

Ю.П.: – Помните, был такой пиар-ход: "Напишем новую историю Алтая"? Конечно, это был только пиар, но, с другой стороны, новая история произрастает из старых корней. На некоторые из этих "старых корней" взгляд у администрации был совершенно новый. Например, появился биофармацевтический кластер – с одной стороны, неожиданно, а с другой – вполне закономерно, под него есть база. Или медицинский кластер, который может получиться и, думаю, даст новые интересные точки отсчета нашей истории. Продовольственная тема тоже обрела интересный контур, причем интересный в масштабах России: "Алтайское Приобье" может стать для края самой серьезной инвестиционной программой, которая, если состоится, выведет край на новый уровень.

В.П.: – Я тоже придаю большое значение "Алтайскому Приобью", проект впервые за всю историю выводит тему сельского хозяйства на приоритетную основу. Рассматривает часть земли российской как огромный аграрный ресурс, деревню как субъект и экономический, и социальный.

Отмечу здесь и настойчивое, может быть, даже жесткое отношение губернатора к использованию земель. Ведь в 90-е годы столько земли было брошено. Все последние годы идет сокращение этой неиспользованной земли. Для меня это показатель отношения человека к основе жизни.

Трудные проекты

Ю. П.: – За последнее время развернули инвестиционные проекты такие крупные инвесторы, как УГМК, "Приосколье". Поддержка этих проектов – безусловное достижение администрации. Но если говорить о том же "Алтайском бройлере", то это был еще и опыт, как нелегко реализовывать в крае большие инвестпроекты, потому что помимо слов "заходите к нам, мы все обеспечим" надо еще реально обеспечить…

В.П.: – "Алтайский бройлер" – хороший проект, и, действительно, затащить его было легче, чем потом реализовать, за короткое время построить производство с передовой технологией. Ясно, что оно не возникло бы так быстро без помощи и участия администрации в организации газоснабжения, строительстве дорог и так далее.

Администрация поддержала за эти годы всех наших крупных переработчиков, руководители которых доказали свою эффективность. Смотрите, какие изменения произошли: "Алейскзернопродукт" поднял птицефабрику "Комсомольская", которая разрушалась, теперь она развивается. У "Мельника" есть свои хозяйства, "Ключевской элеватор" поднял сложнейшее для сельского хозяйства производство – животноводческий комплекс. У "Граны" появились хозяйства в Хабарском районе...

Кластерное будущее

Ю.П.: – Вместе с тем будущее во многом зависит от поддержки собственного бизнеса. Люди, которые живут здесь, – настоящие патриоты своего края, они никуда не уедут. Поэтому нужна постоянная и упорная работа по созданию условий для малого и среднего бизнеса. Здесь есть позитивные сдвиги. Достаточно активно работает Общественный совет по поддержке предпринимательства при губернаторе, на его заседаниях поднимают серьезные темы. Работает система информационно-консультационных центров – быть может, пока не так, как хотелось бы. Но, на мой взгляд, работу здесь можно усиливать и усиливать.

В.П.: – Хочу отметить еще один положительный момент – деятельность администрации по развитию такой важной для нас отрасли, как туризм и отдых. В этой отрасли приложение для малого бизнеса безгранично, здесь край может получать доходы. Что касается непосредственно работы с малым бизнесом – вы правы на 100 процентов. На Алтае всего два крупных предприятия – "Алтай-кокс" и "Алтайвагонзавод". Остальные – это как раз малый и средний бизнес.

И переход к кластерной системе организации экономики, для которого администрацией предприняты шаги, должен преследовать (а может быть, и преследует) поддержку малого бизнеса. На днях я был в Бийске на малом предприятии предпринимателя Фролова. Он входит в фармацевтический кластер, организовал производство БАДов и медпрепаратов. Ему предоставили в распоряжение старое здание в центре города, он наводит в нем порядок и в то же время наращивает производство! В этой области есть большое поле деятельности для управления администрации по поддержке предпринимаельства и рыночной инфраструктуры. В управлении должны работать активные и предприимчивые люди с головой, с перспективными планами. 

Цифра

4,4 млрд. рублей – такая сумма была направлена на поддержку АПК Алтай­ского края в 2008 году. Это на 34% больше, чем в 2007 году.

Главный ответственный

Ю.П.: – Предыдущий год край находился на подъеме, и на этом взлете нас настиг кризис. Многие программы в крае финансировались за счет федерального бюджета, а во времена, когда все бюджеты пересматриваются и сокращаются, алгоритм действий администрации будет очень непростой. Как вы оцениваете то, что уже сделано?

В.П.: – Начнем с того, что администрация, наверное, главный ответственный за социальное развитие. И мне нравится, что сделал губернатор по
ликвидации недостроя в крае. Импонирует то, что администрация настаивает на оснащении школ и больниц современнейшим оборудованием, что к развитию медицины применяется кластерный подход. Строится центр высоких медицинских технологий, до­страивается краевая поликлиника, основательно взялись за онкологию. Могут возразить, что это единичные объекты. Но, наверное, судить нужно по нашим финансовым возможностям, а они во многом зависят от федерального центра.

Как оценивать антикризисные действия администрации? Создана антикризисная комиссия, ведется мониторинг ситуации. Сокращение финансирования неизбежно, и администрация должна определить, что можно делать сейчас, а что отложить на будущее. Если мониторинг ведется с этой целью, с целью поддержки работающих предприятий, – это правильные шаги. Но они не должны заканчиваться одним мониторингом.

Здесь уместно такое явление, как протекционизм, как бы его ни критиковали. Поддержка местных производителей. Примеры такой поддержки есть, в том числе в деятельности администрации. Очень важны действия по трудоустройству граждан, уволенных в связи с кризисом. 

Наш шанс

Ю.П.: – Кризис – это еще и повод критически осмыслить прошлые шаги, своего рода уникальный препарат, стимулирующий эффективность. Какими мы должны выйти из кризиса? Моя точка зрения: мы вошли в кризис со своим собственным и достаточно уникальным положением. У нас нет крупных предприятий, из-за проблем которых плохо всем. У нас мало моногородов, жизнь которых завязана на одно предприятие.

Наш регион был не самый высокоразвитый, но в этом есть свое преимущество: падать нам придется… скорее со стула, чем с небоскреба. И самое главное: аграрный сектор во время кризиса будет востребован.

В.П.: – В пору кризиса одни разоряются, другие поднимаются, и задача любого – работать так, чтобы оказаться во второй группе. Я и сейчас знаю руководителей, которые говорят: "Где кризис? Он только в газетах". У них нормально идет и развивается реализация. Некоторые заговаривают об инвестиционных кредитах. Задачу использовать кризис себе на пользу понимают в крае многие.

Конечно, значение отраслей, занимающихся продовольствием, в пору кризиса не уменьшается. И есть надежда, что этот период наш АПК сможет пройти более или менее удачно. Я недавно был в "Индустриальном" – в крупном тепличном хозяйстве Барнаула. Они с помощью кредитов нашего банка построили современные теплицы. У него особых проблем с реализацией нет. Но за счет чего они развиваются? За счет новых технологий, повышения производительности труда, снижения затрат. Результаты такой подход, конечно, даст. 

Судьба деревни

Ю.П.: – И все же одной только экономикой деревенский уклад не восстановишь. В деревне можно работать, но если присмотреться, то вахтовым методом, потому что в сельской местности, особенно в отдаленных от райцентров селах, нет ни серьезной медицины, ни нормальных школ. Администрация понимает это как системную проблему, видит, что там можно и нужно создавать условия для людей, которые там будут жить и работать. Понимание того, что деревня – это некий комплекс жизни, а не просто работа на ферме или в поле, есть.

В.П.: – Сельским хозяйством как таковым можно заниматься, даже не влезая в саму деревню. Компания берет землю, внедряет новые технологии, нанимает ограниченное число сотрудников и добивается хороших результатов. Но я знаю отношение губернатора к таким компаниям. На одной из встреч он задавал вопрос их руководителям: "А что будет с деревней, если вы всего лишь пришли, посеяли, убрали, продали с хорошей выгодой это зерно? Ликвидировать ее?". В истории России таких примеров очень много: были и неперспективные деревни, и коммуны.

Судьба российской деревни – сложнейший вопрос. Происходит, чего скрывать, деградация деревенского населения, и во многом из-за того, что социальная инфраструктура развивается здесь очень слабо. Поэтому губернатора можно понять и поддерживать. И здесь многое упирается в те же финансовые возможности. Отчасти я вижу выход в поддержке тех хозяйств, которые становятся прочно на земле, тех руководителей, которые подняли хозяйства на ноги. 

Факт

На поддержку реального сектора экономики в виде субсидий в 2008 году было направлено 240 млн. рублей, в том числе субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов – 231 млн. рублей, что на 19% больше, чем в 2007 году, субсидии на возмещение затрат по уплате налогов – 9 млн. рублей. Впервые в 2008 году были отдельно предусмотрены средства на обустройство инженерной инфраструктуры – 50 млн. рублей. 

Цитаты

Юрий Пургин,
генеральный директор ИД "Алтапресс":

Губернатор имеет четкий положительный настрой в отношении тех людей, которые хотят в крае перемен к лучшему. В то же время есть история с драмтеатром, с его главным режиссером. То, что делал главреж, кому-то не понравилось, а еще… доложили, изложили. Вместо того чтобы рассказать, что это талант, который надо поддерживать и удерживать – ну, может, что-то ласковое ему сказать, но аккуратно, сделали прямо наоборот. Просто взяли и административным окриком уничтожили театр. Надо все же понимать, что к искусству нельзя подходить старыми партийными методами.

Владимир Песоцкий,
председатель Алтайского банка Сбербанка России:

Я часто заседаю в правлении Союза промышленников Алтая и, наблюдая, для себя даю оценку уровню высших руководителей – они очень по-разному принимают решения. Одни возглавляют филиалы крупных компаний, где, видимо, занимаются переподготовкой кадров. Другие варятся в собственном соку… Подумать над тем, как организовать переподготовку для высшего управленческого персонала края, – в этом есть смысл.

 

Оппоненты полезны

Ю.П.: – Есть еще и такие факторы повышения эффективности госуправления, как обратная связь, восприимчивость к критике. Нужны быстрая реакция, понимание, что критика исходит не из чьих-то амбиций, а из интересов дела. Не деление на своих и чужих, а включение и "своих", и "чужих" в общий созидательный процесс, без которого не будет результатов. Если такой связи не будет, наверное, проблемы эти будут оставаться.

В.П.: – Вообще, администрацию можно критиковать каждый день и все 24 часа, и будет за что. Но краевая власть не всесильна, ее возможности часто определяет бюджет, ситуация в экономике страны, хотя частично и уровень руководства. Вы правильно сказали, что в общем процессе обустройства жизни в крае должны участвовать все. И находить взаимосвязь администрация должна и со сторонниками, и с оппонентами: ни администрация, ни оппоненты друг без друга не проживут.

Администрация должна проявлять активность, чтобы разъяснять свои действия. Известны примеры некоторых решений, которые вызывали сразу негативную реакцию у населения или у отдельных бизнесменов только потому, что они были недостаточно проработаны, не ясны. Действия администрации по созданию своего телевизионного канала должны быть более решительными. Воздействие телевидения на население велико, и, если будет грамотное, свободное информирование населения через телевидение, выиграет и администрация, и население, и бизнес.

Ю.П.: – Я сторонник того, чтобы СМИ были независимыми от власти, при этом я абсолютно уверен, что в крае должно быть местное телевидение. Но это телевидение должно быть общественным, а не пиар-каналом губернатора. 

Лидер с отрывом

Ю.П.: – Качество управления – это то, с чем столкнулись и будут сталкиваться все наши программы развития. Да, есть яркий лидер, он наводит на какие-то ключевые решения, а дальше наступает время действовать для его аппарата, который эти решения волокитит, требует большое количество бумаг и согласований. Не все участники процесса понимают его значимость, не все думают так, как лидер. И мы получаем не совсем тот эффект, или получаем его с опозданием, или вообще все выворачивается наизнанку. Какие здесь есть рецепты?

В.П.: – Губернатор – катализатор многих идей, часто их инициатор. Он привносит или пытается привнести в деятельность администрации системный характер. Больше того, преследует цель видеть последствия тех шагов, которые предпринимаются сегодня. Но проблема управления существует. Многое зависит от правильного подбора и расстановки кадров, так было всегда.

Ю.П.: – Мне бы очень хотелось, чтобы у нас сформировалась партия людей, которые неравнодушны к своему дому, всеми силами хотят его обустроить. И очень важно, чтобы наша администрация получала в соратники именно таких людей. Что для этого могла бы сделать администрация?

В.П.: – На это я отвечу фразой, которую часто повторяю: пока мы вместе, мы непобедимы.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость