Политика

Александр Кынев: "Мотивов для отмены прямых выборов главы региона в крае нет"

2 апреля президент РФ подписал принятый Госдумой закон, который дает регионам право определять — избирать губернатора на прямых всенародных выборах, "возвращенных" в политическую систему в 2012 году, или использовать процедуру назначения главы субъекта через региональное Законодательное собрание.

Михаил Хаустов

Закон вступит в силу 1 июня 2013 года. Известно, что назначаемость глав намерены сохранить республики Северного Кавказа, но полностью список "специфических" регионов, которым "разрешат" отказаться от прямых выборов, еще не сформирован. Алтайский край пока остановился на механизме прямых выборов главы региона с так называемым "муниципальным фильтром" (кандидатам для регистрации необходимо собрать в свою поддержку подписи не менее чем 7% депутатов не менее чем в 3/4 муниципалитетов). По просьбе газеты "Ваше дело" руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики прокомментировал шансы Алтайского края на то, чтобы воспользоваться возможностью отмены прямых выборов.

Александр Кынев,
руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики:

Я думаю, что никаких мотивов для отмены прямых выборов главы региона в Алтайском крае нет. Федеральный центр не готов чрезмерно увеличивать список регионов, которым будет неформально разрешено переходить к фактическому назначению, потому что это может иметь негативные публичные последствия.

Возможность отмены прямых выборов предусматривалась в законе в основном для национальных республик, прежде всего Северного Кавказа. Расширение этого списка станет раздражающим фактором для протестного электората. Такие дополнительные поводы для недовольства федеральному центру ни к чему.

Что касается позиции самих регионов, несомненно, есть ряд слабых губернаторов, которым процедура выборов не нужна, но это вообще маловероятно, чтобы власти какого-то региона пытались выступать за отмену прямых выборов и замену их фактическим назначением. Это будет однозначно негативно воспринято как слабость губернатора.

Я не вижу никакого рационального смысла и никакой необходимости идти на этот шаг губернатору Алтайского края. Тем более реального конкурента у него на горизонте нет, сопоставимой суммой ресурсов сегодня вряд ли кто-то обладает: для этого нужны крупные независимые игроки с независимой финансово организационной базой, в наличии которых я сильно сомневаюсь.

Хотя, с другой стороны, жизнь динамична, и может внезапно появиться какой-нибудь "Прохоров". Например, на губернаторских выборах в Брянской области осенью прошлого года Вадим Потомский появился внезапно, всего за четыре месяца до выборов.

Целесообразно было бы отменить норму о едином дне голосования в сентябре и закрепить механизм самовыдвижения кандидатов через сбор подписей избирателей или через избирательный залог. Единый день голосования усложняет для избирателей реальный осмысленный выбор, повышает политические риски при резком изменении политической и социально-экономической ситуации и ставит регионы в ситуацию необоснованно долгих периодов нахождения у власти "и. о. губернаторов"; кроме того, возможно снижение явки избирателей из-за того, что основная часть избирательной кампании приходится на сезон массовых отпусков.

Алтайский край, как и подавляющее число регионов, решил не предоставлять гражданам возможности самовыдвижения на выборах губернаторов. А это единственный реальный механизм защиты пассивного избирательного права беспартийных граждан.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость