- Александр Александрович, первый вопрос: "Вы давно являетесь пенсионером. Что вас еще заставляет работать? Ведь вы богатый человек".
- Я, действительно, приличное количество лет нахожусь на пенсии. Меня ничто не заставляет работать, кроме одного - служба своей Родине и народу. В Белоруссии я отстаиваю интересы России. И, наверное, власть Российской Федерации считает, что мой опыт пригоден, чтобы достойно отстаивать интересы России во всех интеграционных сообществах, а также в экономической и внешнеполитической сферах.
Теперь что касается второй части вопроса – про богатство. Я всю жизнь получал только заработную плату. Какая она ни была бы. Начинал карьеру мастером на предприятии в Алтайском крае, дойдя потом до губернатора.
В 2004 году мы с женой унаследовали долю сына в "Алтайкапиталбанке", это около 10% акций. Доходы по ним в настоящее время позволяют нашей семье быть финансово независимыми. Всё это отражается в ежегодной декларации, которая открыта для доступа.
- На этом фоне есть еще один вопрос: "Не хотели бы уступить место молодым?"
- Я готов уступить место молодым. Если у них есть аналитические способности, умение принимать решение и доводить его до исполнения. Пока же в стране не восстановлена система подготовки кадров. И все кадровые резервы госслужащих формируются, к сожалению, не всегда по уровню профессионализма. Видимо, есть смысл заняться подготовкой кадров. Тогда, я вас уверяю, будет меньше коррупции и всех неприятностей, которые зачастую происходят сегодня.
- Еще один вопрос: "Александр Александрович, хочу работать с вами в посольстве. Можно ли вам послать резюме?"
- Возражений нет. Но надо иметь определенные профессиональные навыки. Работа в посольстве – это и внешнеэкономический трек, и внутриполитический трек, консульское направление, культурное направление. То есть, что-то надо уметь делать. Мы готовы осмыслить резюме автора этого вопроса, а уровень его подготовки проверим.
Добавлю, что в посольстве сейчас уже работают несколько уроженцев Алтайского края.
- Чтобы жизнь удалась, нужно посадить дерево, вырастить сына, написать книгу о том времени, в котором живешь. Когда мы увидим вашу книгу?
- Я не сторонник мемуаров. Не такой уж я выдающийся человек. И не такой уж страшно примерный. Да, с точки зрения прохождения службы, я могу являться примером. Может быть, когда закончу работать и пойму, что у меня есть возможность что-то порекомендовать новому поколению, что-то постараюсь написать.
- Как вы оцениваете моральный и материальный уровень жизни сельского населения Белоруссии по сравнению с селянами Алтайского края?
- Вы знаете, оцениваю несколько лучше. Потому что в Белоруссии существует целая система поддержки сельского хозяйства. Причем, система толковая. Во-первых, это государственный заказ. У крестьян там есть гарантированный сбыт своей продукции. По ценам, выгодным для крестьянина и не больным для населения.
Во-вторых, там существует система жилищной и инфраструктурной поддержки. Для людей, живущих в деревне, строятся дома. Это кредит на 40 лет под минимальную процентную ставку. Если появляются дети, кредит начинает частично списываться.
В-третьих, в деревне государство строит все – школы, больницы, магазины, спортивные сооружения, водопровод, подводит газ и канализацию.
Также важна государственная поддержка сельского хозяйства. Поддержка новейшей техникой со скидкой до 50%. В Белоруссии она вся новая, причем собственного производства. Кроме того, только в 2012 году в стране было построено 1 200 новых ферм. Которые за счет кредитов начиняются высокопродуктивным скотом. Это дает возможность крестьянам эффективно работать и достойно получать зарплату.
В Алтайском крае к этому опыту надо присматриваться. Мы в свое время начинали, наверное, есть смысл подумать. Белорусская модель – одна из самых эффективных моделей взаимодействия государства и сельского хозяйства.
- Следующий вопрос от читателей: "Президент Лукашенко на одной из пресс-конференций сказал о возможности россиян переехать в Белоруссию. Существует ли какая-то программа помощи для желающих; если да, тот как я могу переехать на ПМЖ в Белоруссию?"
- Особых проблем нет. Между Россией действует договор о союзном государстве, свободное пересечение границ. Приезжает человек в Белоруссию, оформляется по месту жительства, затем получает вид на жительство, имея равные права на трудоустройство, охрану здоровья и т.д.
Добавлю, что жить в Белоруссии спокойно, безопасно и чисто. Но есть и разница не в пользу Белоруссии.
- А чем тогда в Алтайском крае лучше?
- Я не имею в виду Алтайский край. Я говорю о Российской Федерации. Потому что по уровню средних показателей, включая зарплату, Россия повыше, чем Белоруссия. Но в Белоруссии нет такого многократного расслоения, между бедными и богатыми.
- Много ли сейчас россиян проживает в Белоруссии?
- Официально в Белоруссии зарегистрировано 100 тысяч россиян. А проживает значительно больше. В Российской Федерации зарегистрированы 380 тысяч белорусов. Реально же их около 900 тысяч.
- Еще один вопрос от читателей: "Господин Суриков, как так получилось, что за время вашего управления Алтайским краем из региона ушла военная авиация, закрылось летное училище, разграбили оставшиеся самолеты, а землю распродали под коттеджные поселки?"
- Вы знаете, инкриминировать администрации края такие поступки, вряд ли, возможно. Это дела федеральные. Решение по военной авиации администрация края не принимает. Единственное, что нам удалось сделать, когда было принято решение о ликвидации барнаульского авиационного училища, создать на этой базе высший юридический институт МВД.
- В последнее время на слуху события на Украине. По вашим оценкам, насколько велика вероятность того, что аналогичное может произойти в Белоруссии? И вообще, насколько это государство ориентировано на Запад?
- Мы должны понимать, что мы все евроориентированы. И Россия тоже. Мы – европейцы. И задача России – выстроить стратегические партнерские отношения с Евросоюзом. Но на равных условиях. Не так, как выстраивала отношения, например, Болгария. Которая сейчас ликвидировала вообще все в пользу промышленности развитых стран Европы. В этом и весь вопрос и суть разногласий, которые мы наблюдали на Украине.
Белоруссия – тоже европейская страна. Но там у общества есть понимание. И тому служит пример прибалтийский стран, где из промышленности уже ничего нет. Население, например, Латвии, когда-то было под 3 миллиона человек. Сейчас – полтора миллиона. Все остальные – там, в Европе: работают няньками, уборщицами и т.д. Белоруссия же намерена сохранить свою промышленность и рабочие места, чтобы ее граждане не путешествовали по европейским странам в поисках работы, как турки. Белоруссия – страна с твердой властью и таких вещей, как на Майдане, она не позволит.
- То есть на баррикады народ не пойдет?
- Почему? Уже был пример, когда в 2010-м году, после выборов президента, на площади собралась оппозиционно настроенная часть публики. Оппозиция есть в любой стране. Но тогда в Белоруссии оппозиция нарушила правила игры, установленные соответствующими законами государства. Вместо заявленного митинга участники тогда двинулись в сторону парламента и проникли в здание правительства. То есть попыталась осуществить захват правительства. То, что сделала и украинская оппозиция. Но в Белоруссии оппозиция получила адекватный ответ: 700 человек было задержано, их потом наказали в административном и уголовном порядке. Государство сделало то, что ему положено. Власть там адекватна и достаточно жестка с точки зрения исполнения законодательства. Иначе порядка в стране не будет. В Белоруссии порядок есть. Чего, к сожалению, не продемонстрировала украинская власть.
- Один из алтайский промышленников рассказал, как съездил в Белоруссию. Утром по новостям он услышал про крупное антикоррупционное расследование. И там всех сразу арестовали. Представители следствия заявили: "Потом посмотрим, кто виноват, а кто нет". Это правильно? И эффективно?
- В Белоруссии существует свое законодательство. Там решение о выборе меры пресечения принимает не суд, как в России, а следственные органы. Окончательное же решение принимает все равно суд. Могу с вами согласиться – законодательство в Белоруссии более жесткое.
- И это дает эффект?
- Безусловно. Люди, которые находятся у власти, побаиваются взяток, хищений, "откатов" и т.д. Но уровень коррупции в стране все равно достаточно высок. Потому что очень высок уровень государственной собственности.
- Россия недавно выделила Белоруссии 2 миллиарда долларов. Для чего стране нужны эти средства?
- Это не первый кредит. Он связан с поддержкой и модернизацией экономики. Чтобы, монтируясь в Евразийский экономический союз, мы поднимали уровень технологического уклада наших экономик. У Белоруссии на это денег пока не хватает.
- Многие комментаторы на нашем сайте altapress.ru называют эти деньги "подарком России для Белоруссии".
- Ну как можно называть кредиты подарками? Берет-то чужие, а отдавать будет свои, да с процентами. Важно другое: дадут ли эти 2 миллиарда модернизационный эффект? Их же необходимо толково разместить, чтобы они действительно работали и повышали конкурентность экономики.
- Ряд международный финансовых организаций в конце года отметили ухудшение макроэкономических показателей белорусской экономики. Вы ощущаете, что сейчас действительно есть проблемы?
- Есть. С точки зрения роста валового внутреннего продукта и промышленного производства положение - не очень. По итогам 11 месяцев темп роста ВВП – 0,9%. Это ниже, чем в России. Темп роста промышленного производства, если не ошибаюсь, 95%.
- Российские предприниматели часто жалуются на неблагоприятный бизнес-климат. В Белоруссии он лучше?
- Не везде. Но там бизнес чувствует себя более защищенным.
- От кого?
- От различных посягательств. Но налоговый климат в Белоруссии тяжелее. Процентов на пять там налоги больше.
- Еще один вопрос от читателей: "В музыкальном шоу "Битва хоров" принимала участие команда Алтайского края. Сколько СМС вы отправили?"
- Ни одного. Так уж получилось, но я не сторонник этих "битв". Как и не сторонник "Евровидения" - я не все понимаю, что там происходит. Потому что там явно выступают не первые таланты стран. Возможно, такие конкурсы – это неплохо, но я обошелся без СМС.
- Александр Александрович, вы Новый год где будете встречать?
- Дома. Я хотя и работаю в Белоруссии, но живу в Алтайском крае. У меня здесь семья. Поэтому, я каждый год приезжаю сюда. И никем себя не считаю, кроме как жителем Алтайского края.
- Что пожелаете накануне праздника нашим читателям?
- Всех своих земляков хочу поздравить с новым годом, пожелать всем счастья, уверенности в себе и исполнения задуманных желаний. В случае необходимости – обращайтесь, готов помочь всем.
Самое важное - в нашем Telegram-канале