Политика

Алексей Кудрин: "Мне должность премьер-министра не предлагали"

Глава комитета гражданских инициатив Алексей Кудрин считает возможной отставку правительства. На вопрос, рассматривает ли он вариант назначения его премьер-министром, он ответил отрицательно. Об этом, а также о том, что будет с курсом рубля, кого мы наказали введением ответных санкций и многом другом, Кудрин рассказал в ходе проведения Общероссийского гражданского форума 22 ноября.

О возможной отставке правительства и смене правительственного курса Алексей Кудрин отозвался очень сдержанно: он ее допускает – других комментариев на этот счет с его стороны не было. А вот критика в адрес власти и ее курса (кого именно он подразумевает под властью, он не уточнил) звучала довольно развернутая. Глава КГИ, например, считает, что ответные санкций намного больший ущерб наносят России, чем странам Запада, и что таким путем не добиться импортозамещения.

Алексей Кудрин,
руководитель Комитета гражданских инициатив:

У государства есть все возможности поддержать свой бизнес - дать технологии, облегчить к ним доступ, облегчить доступ к дешевым финансам, энергоносителям, к земле, к разрешению на строительство. Есть тысяча способов помочь своему бизнесу снизить издержки, чтобы они были конкурентоспособными. Через это будет происходить импортозамещение. Протекционизм - это повышение цен без повышения производительности.

В целом Кудрин против санкций в отношении России, считая их очень опасным инструментом, который подрывает международную торговлю и доверие. Он понимает, что в мире санкции широко применяются как способ воздействия на другие страны, но напоминает, что и Россия со своей стороны его использовала, например, в отношении стран Прибалтики. Когда там предприняли действия, воспринятые как забвение памяти Великой Отечественной войны, Россия негласно перенаправила товарные потоки из прибалтийских портов на другие порты. А накануне подписания соглашений об ассоциации Украины с Евросоюзом российская таможня почти на неделю остановила оформление всех украинских товаров. При этом, по словам Кудрина, ущерб был нанесен не только украинскому бизнесу, но и российскому. Однако такую меру как введение ответных санкций в России он считает сомнительной.

Алексей Кудрин,
руководитель Комитета гражданских инициатив:

Даже в условиях внешних санкций я не уверен, что нам нужно было вводить внутренние санкции – анти-санкции. Во-первых, это ударило по нашему населению – повысило цены. Это самый плохой результат. Во-вторых, это не помогло нашему сельскому хозяйству, потому что квоты на завоз из других стран сохранились примерно в том же объеме. Хотя сегодня мы знаем, что ввезли меньше, но повышенные цены - это та плата, которую понесут наши граждане за эти анти-санкции. Если сравнить объем ущерба для других стран и для нашей - мы пострадали в разы больше.

Кудрин говорит, что власть и гражданское общество за последний год еще больше отдалились друг от друга, чем раньше, несмотря на то, что создано много разных программ, дорожных карт, декларированная цель которых – улучшение взаимоотношений.

Алексей Кудрин,
руководитель Комитета гражданских инициатив:

На днях выйдет моя статья по выполнению указов президента. Там, где про деньги - там жесткий контроль. А там, где про обратную связь, защиту интересов бизнеса (это тоже было в указах президента) - это в большинстве провалено. По каким-то причинам государство пытается объяснить, что только оно право во всех своих внешнеполитических шагах, а в связи с этим нужно мобилизоваться и внутри страны. Это сильно ограничило наше взаимодействие с властью, влияние на нее.

Что же касается назначения самого Кудрина премьер-министром, то сам он такого варианта не рассматривает.

Алексей Кудрин,
руководитель Комитета гражданских инициатив:

Мне этот вариант никто не предлагал.

А вот политику ЦБ на валютном рынке он в целом одобрил. Правда, перспективы рубля в ближайшие два года, по его мнению, не блестящие.

Алексей Кудрин,
руководитель Комитета гражданских инициатив:

На мой взгляд, рубль сейчас "поглотил" главные риски, связанные со снижением цены на нефть, санкциями, замедлением роста российской и отчасти мировой экономики, сворачиванием программы количественного смягчения США. Это все навалилось почти одновременно, и каждый из этих элементов повлиял на снижение курса рубля. Я думаю, что сейчас, в основном, рубль нащупал равновесие, прыжки будут сохранятся до тех пор, пока войдет в практику новый режим управления ЦБ. Пока все, в том числе спекулянты, не попытаются несколько раз пробить этот курс и пока Центральный Банк не научит всех: так, как хотят спекулянты, не будет. После этого курс рубль будет изменяться постепенно. Если цена на нефть не пойдет вверх, в течение ближайших двух лет рубль будет ослабевать.

Кудрин уверен, что ЦБ удержит рубль в определенных границах и предполагает, что, возможно, курс даже на какое-то время зафиксируют, но лишь для борьбы со спекулянтами. Что касается общей экономической ситуации, то в следующем году в России наступит рецессия – возможна, она будет весьма глубокой. Но бюджетные обязательства будут исполнены с учетом наличия резервных фондов, хотя параметры бюджета в течение года изменятся.

Кроме того, Алексей Кудрин ответил на другие вопросы журналистов – мы публикуем ответы на часть из них.

- Вы недавно сказали, что просьба нефтяной компании "Роснефть" о помощи из Фонда национального благосостояния при стоимости нефти $80 за баррель - это абсурд. Почему?

- 80 долларов - это нормальная, обычная цена. 120 - это была ненормальная цена. И все свои планы компания, как и государство, должна ориентировать под любые цены на нефть. Валюта в рублевом выражении стала стоить на внутреннем рынке на 30% больше. То есть доходы компании уменьшились в связи с падением цен на нефть, но увеличились в связи с курсом. Я думаю, что в компании сейчас нормальная, не кризисная ситуация. Фонд национального благосостояния должен использоваться для критических ситуаций, которые еще, возможно, предстоят. Рецессия, возможно, начнется в следующем году и при некоторых внешних обстоятельствах это может быть глубокая рецессия. Вот тогда у нас будут большие проблемы и с исполнением обязательств, и с поддержкой стратегических предприятий страны. Но считаю, что нефтяные и газовые компании должны справляться со своими задачами сами.

- Есть люди, которые призывают начать репрессии против тех, кто не разделяют общегосударственный курс. Будут ли репрессии или есть шанс у гражданского общества избежать их?

 - Во-первых, мы для того и проводим наш гражданский форум, чтобы противопоставить монополии на политическое мнение, на мнение о том, что является интересами государства, позицию граждан и, кроме того, научить договариваться. То есть мы говорим о диалоге горизонтальных структур между собой. Я сожалею, что у нас сейчас и в государственных СМИ, и в выступлениях отдельных политиков очень однобоко, очень примитивно понимаются государственные интересы, национальные интересы. Официальная позиция считается абсолютно верной. Это не верно. Нам нужно слушать друг друга, слушать разные позиции, особенно сейчас, когда все наше общество действительно переживает за происходящее. Я уверен, что у нас еще нет окончательных ответов и только история нас рассудит. Но, как минимум, мы не должны затыкать рот людям с различными мнениями.

- Вы сказали, что вы сторонник европейского пути России и европейских ценностей. Такой же подход предлагает Михаил Ходорковский. Не планируете ли вы сотрудничать с ним и его организацией "Открытая Россия"? 

- Пока не планируем, но мы работаем в одном направлении. Время придет и мы решим, будем ли мы сотрудничать или нет, потому что пока мне была не до конца понятна вся концепция действий Ходорковского, включая его политические заявления. Мы работаем исключительно в сфере гражданского общества, стараемся не выходить в политику, не ставим цели борьбы за власть. Наши цели - взаимодействие для доработки и реализации отдельных решений, которые облегчат жизнь гражданам. Поскольку мне до конца непонятно его политическое кредо, его планы, сейчас мы не сотрудничаем. 

Я бы еще уточнил, что, когда я говорю о европейских ценностях, мы должны понимать, что и у России есть ценности. Россия не должна перенимать все ценности на 100%, она должна формировать свою систему ценностей, которая вберет в себя лучшее, что существует в мире, в том числе в Европе, а, может, и не только в Европе. Хотя я сторонник приближения к европейским ценностям, использования таких ценностей как защита прав человека, работа судов и другие.

- Какие политические или общественные инициативы могли бы улучшить ситуацию в экономике?

- В своей статье в "Ведомостях" я сказал, что нет одного рецепта. Я назвал только некоторое количество мер, отчасти демонстративных. Но надо показать, что есть разворот, а дальше - кропотливый труд, каждодневная работа. Но пока я таких шагов не вижу. Я также написал о том, что необходимо повысить доверие. Сегодня не хватает доверия. Если бы сегодня правительство вернуло пенсионные накопления, я бы очень удивился и посчитал, что что-то изменилось.

- Полное прекращение боевых действий в Украине было бы шагом к стабилизации экономики России?

- Еще бы! Россия сегодня очень сильно привязана к конфликту в Украине, любая эскалация - это сильный удар по российской экономике. Чем хуже там, тем хуже и российской экономике. Когда имеет место приоритет политических целей над экономическими, это означает, что ухудшение может продолжаться.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость