Законодатели не успевают за исполнителями...
На прошлой неделе заместитель краевого Совета народных депутатов Сергей Землюков обнародовал свой доклад "О состоянии законодательства Алтайского края". Работа представляет собой попытку комплексного анализа краевых законов, принятых в 2004-2006 годах, и определения перспектив развития законотворчества на Алтае.
Согласно данным доклада, лидером среди субъектов права законодательной инициативы выступает администрация Алтайского края. За последние три года по инициативе главы администрации края принималось не менее 57% от общего количества законопроектов, внесенных на рассмотрение сессии АКСНД. Особенно "урожайным" был 2006 год, в течение которого администрацией губернатора Карлина было инициировано принятие 71% от общего количества всех внесенных проектов (см. таблицу).
На втором месте по активности - постоянные комитеты АКСНД, которые, впрочем, по мнению исследователя, свою активность начали снижать (с 42% от общего количества принятых законов в 2005 году до 27% в 2006 году). При этом отдельные депутаты и фракции КСНД как авторы законодательной инициативы в законодательном процессе почти совсем не участвуют. Как значится в докладе, "они вносят один-два законопроекта в течение года, но это количество практически не влияет на результативность работы краевого Совета в целом".
На презентации своего доклада перед журналистами Сергей Землюков, однако, отметил, что ситуация, когда большинство законов исходит из исполнительного органа, - это нормально:
- Вспомните время, когда большинство законопроектов на рассмотрение в Государственной Думе вносили депутаты. Это ведь были популистские проекты и популистские законы...
…а представители боятся?
В то же время Сергей Валентинович посетовал, что достаточно большая группа представителей населения края, имеющая право на законотворческую инициативу, этим правом не пользуется вовсе. Речь идет о депутатах представительных органов местного самоуправления. Районные депутаты еще ни разу за последние несколько лет не выходили на край с законодательной инициативой.
- Мы очень часто слышим критику со стороны районных депутатов, мол, региональные законы принимаются без нашего участия. Хотя для внесения своих предложений у них всегда есть месяц между первым и вторым чтением. Ссылаются на нехватку времени и нехватку специалистов, хотя в любой момент могут воспользоваться квалифицированной поддержкой комитетов КСНД, того же комитета по местному самоуправлению. При каждой встрече слышишь устные предложения, но никто еще не догадался оформить их в закон. Да, один районный совет - это слабый голос, но представьте, если депутаты десятка сельских районов объединятся и выйдут со своей законодательной инициативой? Это же реальная сила, за ними избиратели, главы районов, депутаты крайсовета от округов... Увы, пока это право не реализуется.
Активность субъектов права законодательной инициативы
Год | 2004 | 2005 | 2006 |
|||
Субъект(ы) права законодательной инициативы |
Кол-во принятых законов |
В % к числу принятых законов |
Кол-во принятых законов |
В % к числу принятых законов |
Кол-во принятых законов |
В % к числу приня-тых законов |
Принято всего законов | 75 | 100 | 144 | 100 | 155 | 100 |
в том числе: | ||||||
Глава администрации Алтайского края | 46 | 61,3 | 82 | 56,9 | 110 | 71 |
Постоянный комитет АКСНД | 24 | 32 | 58 | 40,3 | 41 | 26,5 |
Депутат АКСНД | 3 | 4 | - | - | 1 | 0,6 |
Постоянное депутатское объединение - депутатская группа АКСНД |
1 |
1,3 |
2 |
1,4 |
2 |
1,3 |
Представительный орган местного самоуправления | - | - | - | - | - | - |
Алтайский краевой суд | 1 | 1,3 | - | - | - | - |
Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае | - | - | - | - | 1 | 0,6 |
Сергей Землюков о лоббистах
- Лоббирование сейчас достаточно распространено не только в законодательной практике, но и в государственном управлении. Вы знаете, как лоббируются законы в Государственной Думе? Наверное, есть определенное лоббирование законов и в Алтайском крае, но сейчас оно не носит явного характера, когда законом определяются те или иные преимущества для определенных групп.
Но вот администрация Барнаула через ряд депутатов пытается отстоять свои интересы. Это лобби. Или наши аграрии, например, условно говоря, лоббируют свои аграрные законы. И интересно было бы посчитать, какая часть из двух с лишним миллиардов рублей, которые направляются на поддержку хозяйств, эффективно расходуется. А сколько проели, украли, сгноили... Но здесь, скорее, проблема не в том, что целенаправленно проводили закон, а просто, к сожалению, умение считать деньги - дело, которому нам еще учиться и учиться. Потратить с умом расходную часть бюджета - пока большая проблема для нас.
Мы в КСНД столкнулись и с обратным вариантом – когда, наоборот, тормозят закон, который невыгоден определенным группам. Я имею в виду наш законопроект об ограничении игорного бизнеса, который не нашел поддержку ни в краевом суде, ни в Верховном. Подобных законопроектов по стране было море, и на федеральном уровне вносились - но введение их оттягивали, оттягивали, пока президент не вмешался уже, так сказать, хирургически, и не сказал, что надо это все прекратить и создать в стране всего несколько игорных зон. А посмотрите, пока мы свой закон пытались отстоять, - сколько за это время открылось в крае новых игорных заведений. Наверняка кто-то сбрасывался, нанимал адвокатов, еще что-то делал, чтобы выиграть время, закрепиться...
Рейтинг принимаемых законопроектов
2004-2005 годы
* Основная масса законов касалась регулирования отношений в социально-трудовой сфере, в области социальной защиты населения, в области здравоохранения (2004 год - 31 закон, или 28% от общего количества; 2005 год - 35 законов, или 24,3% от общего количества).
* Вторым по важности направлением в 2004 году были вопросы
местного самоуправления и муниципальной службы (10 законов, или 13,3% от общего количества) . На втором месте по количеству законов, принятых в 2005 году, находятся вопросы сельского хозяйства, охраны природы, земле- и недропользования (21 закон, или 14,6% от общего количества).
* Третье место в 2004 году - вопросы организации и деятельности органов государственной власти, государственной службы и правотворчества (8 законов, или 10,7% от общего количества).
В 2005 году - вопросы местного самоуправления и муниципальной службы (19 законов, или 13,2% от общего количества).
2006 год
* В приоритетном порядке продолжалось принятие законов в социальной сфере и резко возросло количество законов, направленных на регулирование отношений в сфере обеспечения проведения реформы местного самоуправления (41 закон, или 26,5% от общего количества). Это связано с вступлением с 1 января 2006 года в силу 131-го Федерального закона.
* Второе место заняли законы в области социальной поддержки, социальной помощи, здравоохранения и трудовых отношений (24 закона, или 15,5% от общего количества).
* На третьем месте - блок законов в области сельского хозяйства, природопользования и землеустройства (19 законов, или 12,3% от общего количества).
Законопроекты, которых нам недостает:
- правоотношения в жилищно-коммунальной сфере;
- вопросы занятости населения;
- вопросы оказания медицинских услуг (в том числе платных);
- урегулирование земельных отношений;
- обеспечение граждан доступным жильем;
- охрана окружающей среды;
- взаимодействие органов власти и местного самоуправления с общественными организациями.
Иван ВЛАСОВ.
В материале используются фрагменты доклада Сергея Землюкова "О состоянии законодательства Алтайского края".
Самое важное - в нашем Telegram-канале