Читайте нас в соцсетях
  • Наш канал в дзене

Бизнес примет активное участие в финансировании избирательных кампаний

То, какую важную роль играет бизнес в политике, становится особенно ясно, когда начинаются выборы. Предприниматели, по большей части привыкшие держаться скромно за спинами публичных политиков, начинают проявлять активность. А партии, как основные «воины» на политическом поле, в очередной раз оценивают важность «бизнес-штыков». Ведь за каждым руководителем или владельцем предприятия стоят люди и финансы. Роль последних сложно переоценить: выборы, как известно, — мероприятие капиталоемкое.

"Единая Россия"
"Единая Россия"
Олег Богданов

Почем место

О расходовании каких примерно сумм идет речь? Здесь есть две версии — официальная и неофициальная. Первая регламентируется законодательством, которое определяет предельные суммы расходов из избирательных фондов как на федеральном, так и на региональном уровнях. Так, в Алтайском крае (регионе, где зарегистрировано почти 2 млн. избирателей) местное отделение любой партии может потратить на кампанию в Госдуму максимум 35 млн. рублей. Есть свои нормативы и для участников выборов в Алтайское краевое Законодательное собрание (АКЗС). Еще 18 мая крайизбирком своим решением установил предельные объемы расходов из избирательных фондов: для кандидата-одномандатника — 913 069,21 руб., для партии — 18 261 384,76 руб. Однако, учитывая тот факт, что выборы в Госдуму и в АКЗС в крае пройдут в один день — 4 декабря, избирательные фонды можно смело плюсовать. Цель-то будет одна — продвижение партии.

Эксперты утверждают: в установленные размеры фондов можно уложиться, и официально в них, конечно, все укладываются. Однако не секрет, что очень многие расходы кандидаты и партии проводят «вчерную». В результате общая стоимость кампании включая зарплату агитаторов и сотрудников штаба, как правило, превышает предельную в разы. Это особенно касается кандидатов-одномандатников, если они, конечно, рассчитывают на победу.

Предположим, что есть некий кандидат, твердо намеренный выиграть выборы по одномандатному округу в АКЗС. Только на работу агитаторов ему потребуется 500−700 тыс. рублей: на округе (это около 57 тыс. избирателей) должны работать не менее 50 агитаторов, каждый из которых в месяц получает примерно 5 тыс. рублей (это приблизительная цифра, поскольку систем расчета с теми, кто работает «на земле», великое множество), кампания идет 2−2,5 месяца. Не менее 100 тыс. рублей придется потратить на полиграфию — газету (на округ — не менее 20 тыс. экземпляров), листовки, буклеты или календари. Эта цифра также приблизительная, так как качество полиграфии и объем заказов также могут быть разными. Помимо этого, несколько десятков тысяч рублей тратится на размещение коммерческой политагитации в СМИ и на уличных билбордах.

Важная статья расходов — оплата труда сотрудников штаба, в котором, как правило, работает не менее 10 человек: руководитель штаба, юрист, специалист по работе со СМИ, организатор разнообразных акций и т. д. В период выборов ставки оплаты труда высоки. Как рассказал один из участников процесса, зарплата только одного высококлассного юриста может составлять около 100 тыс. рублей ежемесячно.

Кроме того, кандидат несет транспортные расходы, которые выливаются в немалые суммы особенно у тех, кто избирается по округам, включающим несколько сельских районов. По экспертной оценке, полноценная кампания кандидата-одномандатника может стоить порядка 3 млн. рублей.

Это лишь приблизительные расклады. Однако они предполагают вполне конкретную финансовую устойчивость кандидатов. Еще до начала избирательной кампании некоторые представители политбомонда сомневались, что бизнес массово пойдет в политику, дескать, инвестиции велики, а отдача от них скромная. Однако, как показала жизнь, скептики ошиблись. Например, из тех, кто на 20 октября выдвинул свои кандидатуры по одномандатным округам в АКЗС, половина — собственники, руководители либо топ-менеджеры компаний, а также предприниматели. Это не считая партийных списков, где бизнесмены также представлены довольно богато.

Союз тяжеловесов

«Единая Россия» («ЕР»), подпитав себя в этом избирательном сезоне еще и ресурсами «Общероссийского народного фронта» («ОНФ»), оказалась предсказуемо самой популярной в бизнес-среде в качестве плацдарма для начала или развития политической карьеры. Что неудивительно: одно из основополагающих качеств предпринимателя — прагматизм. Из 34 кандидатов-одномандатников 24 — владельцы либо топ-менеджеры предприятий. Здесь и строители (например, Михаил Фокин из «Алтайкоксохимстроя» или Всеволод Кондратьев из «Стройгаза»), и сельхозпроизводители (Сергей Катаманов из «Степного»), и газовики (Сергей Демчик из «Алтайгазпрома» и Андрей Хмурович из «Газпром трансгаз Томск»), и энергетики (Станислав Набоко из «Алтайкрайэнерго»), и машиностроители (Юрий Кайро из «Алтайвагона» и Виктор Зобнев из «Рубцовского завода запчастей»), и пищевики (Александр Балушкин из «Барнаульского молочного комбината» и Виктор Смагин из «Бочкаревского пивоваренного завода»).

Однако они в максимальной степени сконцентрируются на финансировании собственных кампаний. Большую помощь в продвижении именно партии окажут те представители бизнес-сообщества, которые будут баллотироваться по партийным спискам. А их из 134 человек только навскидку не менее четверти. Причем в их числе есть и «старички» (Александр Бедаревиз «Мельника», Андрей Игошиниз «Павы», Юрий Титов из «Западного» и др.), и новые для партии персонажи, например Юрий Гатиловиз «Жилищной инициативы».

Что касается думских выборов, то здесь у «Единой России» основным все-таки будет не финансовый, а административный ресурс. Впрочем, в избирательном списке от Алтайского края, в том числе на проходных местах, значатся вполне обеспеченные кандидаты. Например, третью строчку, занимает топ-менеджер компании «Эвалар», сын ее владелицы Александр Прокопьев, заработавший в 2010 году почти 230 млн. рублей.

Спонсор и его спутники

Местные эсэры имеют более скромное, но все же вполне весомое бизнес-представительство. Начнем с того, что возглавляет региональное отделение человек, большую часть своей жизни посвятивший как раз бизнесу. Александр Терентьев и сегодня основную часть доходов получает в виде дивидендов от акций и ценных бумаг — за 2010 год он, по данным Центризбиркома, заработал 16,4 млн. рублей. Собственно, его финансовый ресурс — залог жизнеспособности краевого отделения. Сам он и не отрицает, что является основным спонсором алтайских эсэров. Впрочем, по его словам, региональному отделению помогают и другие его члены. Хотя ряды их и поредели.

Еще в начале года в финансовой помощи партии признавался руководитель компании «Октан» Юрий Матвейко, который в действующем составе АКЗС является членом фракции, а на грядущие выборы пойдет уже как кандидат от «ЕР» (через «ОНФ»). Перешел в стан партии власти и его экс-коллега по «СР» Олег Прохода, руководитель «Первой продовольственной компании» (развивает магазины «Лакомка»). Однако осуждать предпринимателей и обвинять их в политической непоследовательности мы не беремся. По неподтвержденной информации, циркулирующей в кулуарах, на г-на Матвейко как бизнесмена, руководителя регионального топливного союза и главу местного отделения «Деловой России» власти оказывали серьезное давление. Чего стоило ему сказать на пресс-конференции, что он верит в оптимистичный настрой Путина, — при том, что именно после волевого решения премьер-министра не повышать цены на бензин на внутреннем рынке началась свистопляска, приведшая к конфликту между крупными топливными госкомпаниями и независимыми операторами, к коим относится и «Октан».

Впрочем, уход Матвейко и Проходы не так уж и обескровил местных эсэров. В их рядах по-прежнему остаются депутаты АКЗС Александр Кузнецов («Развитие инфраструктуры города»), Александр Орлов («Алтпромснаб»), Людмила Суслова («Октава») и руководитель фракции Дмитрий Макаров («Алтайводпроект»). Все они будут баллотироваться по одномандатным округам. Внесут свою лепту и эсэры-предприниматели из районов и городов края: Андрей Вайсиз Ярового, Сергей Корольковиз Бийска, Александр Часовскихиз Заринска и другие.

Пенсионеры, но не только

Кто больше всего потерял в этом выборном сезоне, так это местные коммунисты. Это как в песне: «не думал, не гадал он, никак не ожидал он такого вот конца». Главный спонсор и финансовая надежда «ленинцев» беспартийный депутат Госдумы Алексей Багаряковвзял да и отказался от депутатства, а заодно и от местного отделения в пользу родной Свердловской области, где он занял пост в правительстве. Напомним, что г-н Багаряков был избран в Госдуму от Алтайского края по списку КПРФ в качестве «парашютиста» в 2007 году. По неофициальным данным, он заплатил за это от $ 3 млн. до $ 5 млн. Он, кстати, вовсе не считает большим злом покупку мандатов за деньги, в чем честно признавался.

Теперь в думском списке КПРФ пенсионеры: три — по возрасту (Михаил Заполев, Сергей Юрченко, Нина Данилова), один — военный (Андрей Нагайцев). Однако лидер местных коммунистов г-н Заполев не раз давал понять, что и без сторонних спонсоров алтайское отделение деньги на кампанию найдет. Тем более что и в собственных рядах у них есть свои обеспеченные кадры. Например, по одномандатным округам в АКЗС от КПРФ намерены баллотироваться экс-глава Павловского района Владимир Попов, экс-руководитель «Алтайэнергосбыта» Роман Неплюев. Да и предприниматели в числе кандидатов-коммунистов тоже есть.

Партия одного лидера

В ЛДПР все просто — основным и фактически единственным спонсором всех кампаний в крае является действующий депутат Госдумы Владимир Семенов. Как сообщил Андрей Щукин, лидер местных жириновцев, «он помогает нам в силу своей зарплаты». По данным ЦИК, в 2010 году г-н Семенов заработал почти 10,7 млн. рублей. Он занимает первую строчку в думском региональном списке партии и вторую — в списке в АКЗС, вслед за Владимиром Жириновским.

Кандидаты, выдвинутые ЛДПР на выборы в краевое Заксобрание — и по округам, и по спискам, — выдающихся финансовых возможностей, судя по всему, не имеют. За исключением, пожалуй, Елены Клюшниковой, лидера партийной фракции в АКЗС.

В числе кандидатов от партии «Яблоко» традиционно больше представителей социальной сферы. Что касается «Правого дела», то после свержения с поста лидера партии Михаила Прохороварегиональное отделение потеряло даже теоретические шансы улучшить свой, с позволения сказать, инвестиционный и финансовый климат.

Цифра

134 кандидата в депутаты АКЗС по 34 одномандатным округам значились в списке крайизбиркома на 21 октября.

Справка

Материалы по теме, опубликованные ранее:

Алтайские кандидаты в депутаты Госдумы от «Единой России» признались в своих доходах

Алтайские кандидаты в депутаты Госдумы от «Справедливой России» рассказали о своих доходах

ЦИК РФ обнародовал доходы алтайских кандидатов в Госдуму от КПРФ и ЛДПР

Декларация доходов кандидатов от «ЕР»: от ноля рублей до миллиардов

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости
Новости партнеров
Загрузка...
Загрузка...
Загрузка...
Рассказать новость