Политика

Что построят в Манжероке? Для создания туристической зоны Республике Алтай нужно решить две главные проблемы — транспортную и энергетическую

В прошлом году конкурс на создание особых экономических зон (ОЭЗ) туристско-рекреационного типа выиграли два субъекта — Алтайский край и Республика Алтай. Но в глазах туристов, и это отмечают многие, эти зоны выглядят как единое пространство, на котором вскоре будут созданы условия для отдыха и спорта. «СК» задал вопросы о содержании ОЭЗ и развитии туризма первому заместителю председателя правительства Республики Алтай Сергею Тевоняну.

12 миллиардов — это очень скромно

Сумму инвестиций в 12 млрд. рублей (4,8 млрд. из которых средства бюджетов всех уровней), предназначенную для создания в республике ОЭЗ, Сергей Тевонян оценивает как приблизительную:

— Думаю, она будет больше. Насколько именно, сейчас сложно сказать. 2007 год будет использован для того, чтобы сделать экспертную оценку концепции создания ОЭЗ, более детально проработать затратную часть на создание внешней инфраструктуры — аэропортов, дорожной сети, подъездов к туристическим площадкам и коммунальной инфраструктуры внутри них.

Когда мы готовили концепцию, то не совсем было понятно, по какой схеме будет финансироваться развитие дорожно-транспортной сети. Дорога М-52 (Чуйский тракт) — единственная, по которой туристы могут добираться и до «Бирюзовой Катуни», и до республиканской ОЭЗ. Дорога одинаково важна и краю, и республике. Чтобы довести тракт до уровня первой категории, его нужно значительно расширить. Экспертная оценка расширения Чуйского тракта от Горно-Алтайска до Манжерока — порядка 4,5 миллиарда рублей. Понятно, что дорога должна быть расширена и до «Бирюзовой Катуни», и до чемальских площадок республиканской ОЭЗ. Раньше в Министерстве экономического развития и торговли нам говорили, что эта работа будет выполняться за счет федеральной программы «Дороги России», но сегодня окончательного решения по М-52 еще не принято.

Другая проблема — создание энергетических мощностей. Дефицит мощностей в республике составляет порядка 80 мегаватт, из которых потребность «Бирюзовой Катуни» — 20 мегаватт, манжерокской площадки — 25−27 мегаватт. По оценкам экспертов, для получения этих мегаватт наиболее привлекателен вариант строительства высоковольтной линии из Новокузнецка. Строительство одноцепной линии на 100 мегаватт предварительно оценивается в 3,5 миллиарда рублей, двухцепной на 200 мегаватт — в 5 миллиардов. Мы также намерены использовать энергопотенциал малых ГЭС на горных реках. Каскад на реке Чуя из трех ГЭС общей мощностью 70 мегаватт оценивается примерно в 3 миллиарда рублей.

«Инвесторы не виртуальные»

— Частные инвесторы не только проявляют интерес к нашей ОЭЗ, но и пашут у нас уже достаточно долго. Финансово-промышленная группа «Алемар» давно занимается проработкой концепции строительства горнолыжного курорта «Манжерок» на горе Синюха. Занимается достаточно основательно, с привлечением специалистов из Франции, Австрии — авторов концепции горнолыжного курорта в Красной Поляне (Сочи).

На чемальской площадке работают известная российская компания «Алтай-Вест» и правительство Москвы. Им выделены участки, заключены соглашения. Так что у нас инвесторы не виртуальные, а реальные. Возможно, частные компании под хорошие проекты будут привлекать инвестиции банков. Кредитование интересного туристического бизнеса в Республике Алтай — это тоже реально.

Долететь за пять часов

— Показать инвестиционную привлекательность нашей территории — это одна задача, обеспечить окупаемость инвестиций — другая. Для продвижения нашей ОЭЗ мы примем участие в рамках Года Сибири в Германии и проведем презентацию зоны на выставке в Берлине. Затем будет презентация на выставке в Каннах. Мы достаточно серьезно занимаемся рекламой в средней полосе России. Именно из этих регионов мы ожидаем притока туристов после реконструкции аэропортов в Горно-Алтайске и Бийске. Транспортные сложности делают нашу территорию недостаточно привлекательной. Когда появится возможность добраться из Москвы в Республику Алтай за четыре-пять часов, здесь туристов будет больше. Иностранные туристы есть и сегодня, из года в год их количество растет. Но при этом мы хорошо понимаем, что наш основной клиент проживает в сопредельных регионах — Алтайском крае, Новосибирской, Кемеровской, Томской, Тюменской областях, Ханты-Мансийске.

Этапы, сроки, содержание ОЭЗ

Первый этап создания ОЭЗ рассчитан до 2010 года. К этому времени должно быть завершено строительство горнолыжного комплекса. В целом проект рассчитан до 2016 года.

— На первом этапе ОЭЗ будет размещаться на территории Майминского (Манжерок) и Чемальского районов. Общая площадь — 1600 га. На манжерокской площадке будет построен горнолыжный курорт мирового уровня. В горнолыжном городке смогут разместиться восемь тысяч человек одновременно. Емкость трасс — до 12 тысяч человек. На чемальской площадке «Алтай-Вест» будет строить санаторий, а правительство Москвы — детский круглогодичный оздоровительный центр на 250 мест. В дальнейшем здесь будут построены культурно-развлекательные центры, крытый бассейн, игровые и спортивные площадки — все необходимое для хорошего отдыха.

Второй этап реализации наших намерений — освоение рекреационного ресурса республики в целом. Сейчас мы готовим генеральную схему размещения туристических объектов для дальнейшего привлечения инвесторов. Сегодня уже используются возможности Турочакского (Телецкое озеро), Усть-Коксинского (Белуха) районов. Онгудайский, Улаганский, Шебалинский районы тоже очень привлекательны для туристов, но не очень раскручены.

«Министр справится»

В конце января в правительстве республики было вновь создано Министерство туризма, упраздненное год назад. Возрожденная структура теперь носит название Министерства туризма, предпринимательства и инвестиций. Новым министром назначен Евгений Ларин, депутат Госсобрания республики и член регионального отделения Аграрной партии. Несмотря на отсутствие у министра прямого опыта в сфере туризма, его кандидатура сомнений у правительства не вызывает.

— У Евгения Ларина достаточно большой опыт предпринимательской и депутатской деятельности, — говорит Сергей Тевонян. — То, что нужно для нормального профессионального обеспечения этой должности, я думаю, он доберет.

Туристическая деятельность становится основой экономики республики. Мы уверены, что с развитием туризма начнут развиваться агропромышленный комплекс, перерабатывающая промышленность, производство продуктов питания.

Туристы «привезут» налоги

Сергей Зяблицкий, президент Ассоциации туроператоров Республики Алтай, министр туризма (в каких годах???):

— Потоки туристов в особые туристические зоны в Республике Алтай и Алтайском крае должны быть согласованы межрегиональной рабочей группой. Но пока вопрос о создании дирекции зоны, насколько мне известно, не решен. Сегодня в число основных туристических объектов в республике входят три базы «Кокс-тревэл», «Катунь», «Турсиб», центр экотуризма «Юрток», центр «Алтын-Ту» на Телецком озере, база «Манжерок», база охотничьего туризма «Уч-Сумер».

Сумма прямых налоговых поступлений от туризма составляет примерно 28−29 млн. рублей в год. Это очень мало. Половину этих средств дают члены ассоциации — десятая часть от числа всех турфирм республики. Но по сравнению с 2002 годом налоговые поступления от туризма возросла в десять раз. Эта сумма может быть увеличена до 70−80 млн. рублей, когда:

— закончится «паспортизация» спальных мест на турбазах. По новым правилам единый налог на вмененный доход уплачивается от площади спальных мест;

— многие туристические объекты выйдут из «тени». Даже базы известных банков на 30−40 мест выдают себя за сельские особняки, а туристов — за родственников;

— в казну республики будут перечислять налоги многие туроператоры из других регионов.

По данным Сергея Зяблицкого, основная часть отдыхающих (50%) приезжает в республику из Новосибирска и области, а также через новосибирских туроператоров. Из Алтайского края, как ни странно, только 10%. Из обеих столиц — Москвы и Санкт-Петербурга — до 15%. Заметно увеличился поток туристов из Омска, Тюмени, Ханты-Мансийска, а из Кемерова — уменьшился.

В 2005 году, по данным ГИБДД, в республику въехало 1,5 млн. машин. За половину 2006 года — 2,5 млн. Прирост туристов очевиден, приводит статистику Олег Кулигин, заместитель председателя комитета по охране природных ресурсов, окружающей среды и туризма правительства РА.

Елена КЛИШИНА.

Смотрите также
Только самые важные новости сайта altapress.ru! Никакого спама. Подпишитесь!

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Загрузка...
Новости партнеров
Загрузка...
Рассказать новость