Аналитическое агентство "Внешняя политика" (мы периодически предлагаем интервью с его авторами – Андреем Сушенцовым, Игорем Истоминым, Сергеем Маркедоновым) опубликовало подробный профиль Дональда Трампа – его идеологии, личных качеств, внешнеполитических взглядов (авторы – Андрей Сушенцов, Ольга Ребро, Максим Сучков, Андрей Безруков). Предлагаем избранные фрагменты доклада. С полным текстом можно ознакомиться здесь.
Америка: починить демократию внутри страны
Избирательную кампанию Трампа сопровождали два основных лозунга: "Вернем Америке ее величие" и "Америка прежде всего". Первый описывает взгляды Трампа на текущее положение страны, второй – на способ достижения этого величия. В сумме они позволяют определить контуры политического видения Трампа-президента о месте США в мире. Согласно межпартийному консенсусу последних 70-ти лет, процветание США напрямую связано с построением глобального мирового порядка на основе либеральных демократических ценностей. Нарушая этот консенсус, Трамп утверждает, что такой подход привел к ослаблению страны. Если Барак Обама предлагал "оседлать волну глобализации", то Трамп считает, что от этой волны США необходимо спасать.
Стирание границ, по его мнению, спровоцировало рост нелегальной миграции и облегчило проникновение террористов на территорию страны. Либерализация экономики в виде масштабных торговых соглашений привела к бегству американского капитала и, соответственно, росту безработицы. Многосторонние военные союзы – к перенапряжению бюджета страны, и без того страдающего от долгового бремени. А развитие современных технологий сделало США уязвимыми перед менее мощными в военном отношении странами и террористическими группами. Выход из ситуации, по Трампу, заключается в том, чтобы на время переключиться с создания мирового порядка на наведение порядка внутри страны, а к мировым делам подходить строго с точки зрения примата национальных интересов.
При этом во главу угла он ставит экономику. Поэтому Китай, ворующий американские технологии и использующий "нечестные" приемы в торговле, кажется Трампу большим злом, чем Россия, которая могла бы взять на себя часть бремени по наведению порядка на Ближнем Востоке. Верность военных союзников он измеряет готовностью платить за услуги по обеспечению безопасности. А на проповедование демократии, по его мнению, у Америки нет морального права до тех пор, пока она не "починит" демократию внутри страны.
Стремление Трампа к прагматизму и национальному эгоизму в случае его прихода в Белый дом натолкнется на два крупных препятствия – сложившиеся взгляды бюрократического аппарата в Вашингтоне и последствия радикальной смены курса внешне- и внутриполитического курса, которые сложно просчитать.
Характер: ценит преданность, но легок на расправу
Трамп выражает те стороны традиционного американского менталитета, которые считаются общественно порицаемыми в прогрессивных СМИ: сила, уверенность, мужественность, традиционный взгляд на семью и др. Запрос на эти качества обострился в американском обществе, уставшем от ощущения "мягкотелости" и неопределенности, которые многие связывали с президентством Барака Обамы.
Трамп заявляет о себе как о ходячем примере "американской мечты" - успешном, познавшем жизнь и не признающем авторитетов герое. Образ Трампа перекликается с одним из американских архетипов - независимым, успешным и прямолинейным "сквайром Джэком". Это прозвище носил капитан Джон Портер - герой войны с Великобританией 1812 года, всего добившийся сам угольный магнат из Пенсильвании, ставший прототипом для картины американского художника Фрэнка Майера "Независимость". Успех картины и репутация самого Портера в середине XIX века привели к формированию образа "сквайра Джэка" - одного из символов "американской мечты" и олицетворения самих США.
Сталкиваясь с непреодолимым препятствием, Трамп чаще винил препятствие, а не себя. В худшем случае он будет тяготиться формальными рамками действий первого лица, периодически допуская эмоциональные "срывы" и разрушая конструктивные отношения с партнерами... Пока что Трамп не продемонстрировал способности (или желания) уступать своим оппонентам в чем бы то ни было, даже если подобная неуступчивость грозила политическими потерями.
По словам подчиненных Трампа, его основной чертой является непредсказуемость. Сегодня он дотошно лезет во все детали проекта, а завтра предстает в образе руководителя, которого нельзя беспокоить по пустякам. Больше всего на свете он ценит преданность сотрудников, зато легок на расправу, если по каким-то причинам в этой преданности усомнится. При этом расправа будет носить характер публичного линчевания, а не закулисных интриг.
Неуравновешенность сочетается с необычайной трудоспособностью (спит всего несколько часов в сутки) и граничащей с маниакальностью дисциплинированностью (боится микробов, перфекционист). Эти качества Трамп развил во время учебы в школе-интернате "Нью-Йоркская военная академия", куда его определил отец, чтобы направить энергию своего непослушного и агрессивного сына в конструктивное русло. Здесь Трамп не только убедился в мысли, насаждаемой отцом, что жизнь – это постоянная борьба (в академии применялись телесные наказания), но и научился выходить из этой борьбы победителем, сумев наладить "правильные" отношения с начальством. Трамп вспоминал: "Я дал им понять, что я уважаю их авторитет, но им не удастся меня запугать".
Перелом произошел в начале 1990-х, когда на фоне проблем в семье ряд проектов провалился, поставив Трампа на грань банкротства. С тех пор он стал намного осторожнее, практически покончил со строительным бизнесом (лично занимаясь лишь полями для гольфа), начал задумываться о политической карьере (поскольку обвинял в своем провале "ужасную" налоговую реформу) и стал зарабатывать, продавая права на использование бренда "Трамп". Отныне успех был связан не столько с его делами, сколько с популярностью его публичного образа: жесткого авторитарного руководителя, сколотившего состояние собственным трудом.
Именно за такого Трампа и голосовали американцы во время предварительных выборов, но и именно такой Трамп "не обладает должными квалификациями, чтобы быть президентом". Примечательно, что такую же формулировку использовали противники 7-го президента США Эндрю Джексона (1829-1837), известного своей вспыльчивостью авторитарностью и бурной общественной жизнью, но ставшего одним из самых успешных американских президентов.
Россия: ноль конкретики об улучшении отношений
Характеристика Дональда Трампа как "удобного" кандидата для России активно эксплуатируется его политическими оппонентами. В своих заявлениях он неоднократно восхищался лидерскими качествами российского президента Владимира Путина, а его команда настояла на исключении из платформы республиканской партии тезиса о необходимости поставки вооружений Украине. Трамп также положительно оценил начало российской военной операции в Сирии и поддержал сотрудничество двух стран в области борьбы с ИГИЛ. Более того, Трамп не исключил снятия санкций и признания Крыма в качестве российской территории. Учитывая приверженность Трампа к переговорам, практическая реализация данных заявлений, во-первых, будет зависеть от характера личных отношений между лидерами двух стран, а во-вторых, станет предметом торга.
Без сомнения, Трамп-президент запросит высокую цену за уступки США. Сам Трамп осторожно отвечает на вопрос о том, сможет ли он поладить с Владимиром Путиным. Однако всегда добавляет, что обязательно приложит для этого все усилия и что это пойдет на пользу обеим странам. Пока что у Трампа есть все шансы завоевать симпатию российского лидера. Не скупясь на эпитеты в адрес Путина с 2007 года, Трамп обещает начать относиться к интересам России уважительно. Сам Путин до сих пор ограничивался такой характеристикой Трампа, как "яркий" и "экстравагантный", однако поддержал возможность налаживания двусторонних отношений.
С другой стороны, Трамп не обещает безоблачных отношений с российским лидером. Он считает, что залогом хороших отношений с Путиным является именно жесткость в отстаивании собственных интересов: только так, по Трампу, можно будет добиться взаимного уважения. В то время как некоторые противоречия в российско-американских отношениях (Украина, Сирия, расширение НАТО) могут оказаться менее актуальны, нельзя исключать появления новых. Начало энергичного противодействия Ирану может поставить под угрозу достижения "ядерной сделки", в которой Россия приняла энергичное участие. Вывод войск из Ирака и Афганистана может создать новые угрозы региональной безопасности в результате образования вакуума. Игра на повышение ставок с Китаем можем вылиться в неконтролируемую эскалацию. Наиболее сложная ситуация может возникнуть в отношениях со сложными союзниками США – Пакистаном, Саудовской Аравией и Турцией.
Можно утверждать, что национальные интересы США существенно не изменятся в результате выборов. После формирования свой администрации новый президент будет поглощен внутриполитическими вопросами. Внешняя политика и отношения с Россией будут сильно зависеть от текущих событий. Несмотря на доброжелательную публичную риторику, Дональд Трамп не предложил ничего конкретного для улучшения отношений с Россией. Его президентство составляет большую неопределенность для двусторонних отношений. В случае победы Трампа республиканцы из истеблишмента войдут в его администрацию для службы национальным интересам страны. В результате в Вашингтоне снова возобладает бюрократический аппарат, который сложил межпартийный консенсус по вопросу об отношениях с Россией еще в 1990-е годы…
Наиболее вероятно, что ближайшие четыре года сохранится преемственность нынешнего курса в отношениях двух стран. Колебания тренда вверх и вниз возможны, но Москве и Вашингтону разумнее стремиться к его выравниванию – чтобы тренд стал плоским. Это будет зависеть от конкретных событий в отношениях между Россией и США, но также и между третьими странами. Украинский кризис завершил период, когда считалось, что общей целью России и Запада является объединение в евро-атлантическое сообщество. Отношения больше не удастся "починить" новой "перезагрузкой" - им нужен не ремонт, а полная перестройка. США не будут к ней готовы в ближайшие годы, поскольку будут слишком поглощены собой. Вместе с тем антироссийские санкции постепенно будут сниматься из-за напора их оппонентов в США и ЕС. Украинский кризис толкнул Россию в сторону Китая, а это играет против долгосрочных американских интересов. Можно ожидать возвратных попыток США заручиться поддержкой России в деле сдерживания КНР. Вашингтон будет постепенно снимать санкции, побуждая Россию действовать в нужном для себя направлении. Украинский сюжет постепенно будет отходить на второй план.
НАТО: устаревшая структура
Трамп считает, что НАТО является устаревшей структурой, поскольку сама цель создания Альянса – противостояние Советскому Союзу – более не актуальна. Это отнюдь не означает роспуска организации. Скорее, Трамп говорит о необходимости переформатировать НАТО для противостояния наиболее опасной угрозе современности – терроризму. Для этого, считает Трамп, надо будет изменить структуру и состав Альянса. Кроме этого, он обещает заставить европейские страны платить за услуги США по обеспечению их безопасности. Правда, он не уточняет, каким образом ему удастся осуществить то, к чему призывали США уже не одно десятилетие. Трамп остановился в шаге от угрозы отказаться от выполнения обязательств по коллективной обороне в отношении тех членов Альянса, которые не захотят раскошеливаться. Настойчивость Трампа в данном вопросе не только может привести к резкому ухудшению отношений с европейскими союзниками, но и грозит внутриполитическими проблемами. Отказ от поддержки союзников натолкнется на жесткую оппозицию как среди военных кругов, так и среди политического истеблишмента.
При этом курс на реструктуризацию НАТО и отказ от преувеличения российской угрозы ослабит внимание Вашингтона к "восточному флангу". Впрочем, не исключено, что в случае разногласий с Россией в ход пойдут все возможные инструменты и НАТО вновь вернется к своей изначальной миссии.
Ближний Восток: без затяжных войн
Дональд Трамп неоднократно отмечал, что будет решительно использовать вооруженные силы в ситуациях, которые гарантируют политический выигрыш. Он обещает избирателям победы, а значит, будет уклоняться от затяжных и политически безнадежных военных предприятий. Это в первую очередь касается перспектив войны против Ирана, который Трамп яростно критиковал в ходе предвыборной кампании. Критика Трампа операций в Афганистане ("надо было вывести войска раньше") и Ираке ("не надо было вмешиваться") говорит о том, что он больше ценит результат, чем ответственность перед партнерами, и ставит прагматизм выше ценностей распространения демократии.
С уверенностью можно говорить о том, что Трамп не остановится перед демонтажем результатов политики Обамы, если в его понимании они вредят американским интересам. Положительным следствием этого подхода может быть скепсис по вопросу о поддержке народных волнений в странах СНГ. Главным следствием "цветных революций" в глазах Трампа является появление нового финансового бремени для США, которые будут вынуждены поддерживать вновь пришедший к власти режим. Можно ожидать, что США будут освобождаться от бремени участия в затяжных конфликтах в Афганистане и Ираке. Постепенный вывод американских войск и ослабление финансовой поддержки режимов в Багдаде и Кабуле может стать новым стимулом к дестабилизации этих стран. С другой стороны, будет усилена дистанционная кампания против ИГИЛ.
Достигнув символической победы – в сотрудничестве с Россией или без него – США при Трампе будут уклоняться от работ по восстановлению Сирии.
Трамп говорит о стремлении разрешать конфликты за столом переговоров, однако предупреждает, что переговоры будут недолгими, если согласия не удастся добиться быстро. Такой подход не оставляет надежды на прогресс в урегулировании острых или застарелых конфликтов – украинского, арабо-израильского, палестино-израильского, армяно-азербайджанского и других. Кроме того, нехватка терпения и прямолинейность может привести к разрушению отношений США с такими сложными союзниками, как Турция, Пакистан и Саудовская Аравия.
США в правление Трампа продолжат энергичную модернизацию своих вооруженных сил, особенно их ядерную, кибер- и космическую компоненты. Ключевой целью будет не допустить сокращение разрыва в возможностях с КНР и Россией, а также предотвратить появление конкурента в лице Европейского космического агентства.
Китай: заставить сесть за стол переговоров
Основной удар новой торговой политики Трампа придется по Китаю. Обещая в первый день своего президентства объявить его "валютным манипулятором", привлечь к ответственности за кражу технологий и за заниженные требования к условиям труда и экологии, он планирует заставить Пекин сесть за стол переговоров, чтобы обсудить новые, более благоприятные для США условия двусторонней торговли. С этой же целью Трамп вбрасывал идеи о дополнительном вооружении китайских соседей и введении налога в размере 45% на китайские товары.
При этом американское военное присутствие в АТР Трамп видит не столько как инструмент поддержания стабильности в регионе, сколько как способ оказания давления на Пекин в экономической политике. Поэтому нельзя исключать, что позиция США по Южно-Китайскому морю при Трампе будет напрямую зависеть от качества торговых отношений. Также Трамп считает, что Китай является ключом к решению ядерной проблемы КНДР, и обещает оказать давление на Пекин, чтобы тот раз и навсегда прекратил поддержку Пхеньяна. В конечном счете Трамп рассчитывает достичь с Китаем новой договоренности в области международной торговли, которая лучше будет соответствовать интересам США. Перспектива развития безопасности в Восточной Азии волнует Трампа меньше.
Мировая торговля: припугнуть несговорчивых
Утверждая, что США настолько увлеклись идеей либерализации мировой торговли, что часто приносили в жертву собственные интересы, Трамп считает, что некоторые торговые отношения (НАФТА, Североамериканская зона свободной торговли США, Канады и Мексики – ред.) необходимо пересмотреть, а от других (ТТП, Транстихоокеанское торгово-инвестиционное партнерство со странами Латинской Америки, Новой Зеландией, Австралией, государствами Юго-Восточной Азии – ред.) отказаться вовсе.
Добившись номинации от партии, Трамп нехотя поддался давлению республиканцев и заменил угрозы выхода из соглашений на устроившее всех обещание жестоко наказывать нарушителей. И все же перспектива торговых войн пугает многих. Тем не менее не исключено, что подобная жесткая позиция объясняется тактическим расчетом: потребовать большего, чтобы иметь возможность для маневра, а также пригрозить выходом, чтобы надавить на оппонента. Учитывая, что Трамп постоянно говорит, что он запросто сможет договориться со всеми, скорее всего, экономическое давление будет использоваться, чтобы "припугнуть" несговорчивых оппонентов. Как и в случае с НАТО, любые попытки пересмотреть торговые соглашения встретят жесткую оппозицию в лице политического истеблишмента, хотя и будут горячо поддержаны прогрессистами – сторонниками Берни Сандерса.
В качестве одной из основных задач внешней и экономической политики Трамп называет превращение США в лидера в области традиционной энергетики. Он также планирует разморозить добычу полезных ископаемых в Арктике и поддерживает строительство трубопровода из Канады. США будут готовы увеличить свое присутствие в Арктике. Вероятно, что российско-американское сотрудничество по добыче энергоресурсов в Баренцевом море наконец получит зеленый свет от Белого дома, пишет znak.com.
Самое важное - в нашем Telegram-канале