С порядком выборов губернаторов в нашей стране вот уже несколько лет происходит какая-то малоприятная политическая возня. Никакой тебе стабильности. То народ выбирает их, то — исключительно сливки общества. Казалось бы, 1 июня прошлого года вступил в силу федеральный закон, возвращающий всенародное избрание региональных патронов. Но прошло всего полгода, и в Госдуму был внесен законопроект № 192804-6, разрешающий законодательным собраниям краев и областей самостоятельно решать, как выбирать губернаторов. 23 января документ был принят в первом чтении. Весело живем.
Многие комментаторы уже назвали этот законопроект серьезным ударом по политической репутации Дмитрия Медведева. Ведь в последнем послании Федеральному Собранию именно он заявил: "Считаю необходимым следующее: перейти к выборам руководителей субъектов РФ прямым голосованием жителей регионов, ввести упрощающий порядок регистрации партий" и т. д. Кстати, он свое слово сдержал. Документ соответствующий был принят. И вот теперь может случиться конфуз.
Авторы скандального законопроекта — группа малоизвестных депутатов от "Единой России" и ЛДПР — вряд ли действуют по собственной воле. Скорее всего, поправка — часть многоходовой комбинации, разыгрываемой сейчас Кремлем. В середине декабря на заседании Совета законодателей поступило обращение к президенту Владимиру Путину от главы парламента одной из кавказских республик, заявившего о том, что выборы — это накал общественно-политической ситуации в отдельно взятом регионе. Путин сразу согласился, что такую специфику следует учитывать.
После этого тема начала раскручиваться в обратную сторону многочисленными политологами и не только. Логика большинства комментариев была примерно такой. Да, не поспоришь с тем, что есть у нас республики, где веками сосуществуют разные народы. Есть там коренное население, но там же проживают и другие, малочисленные народы. И если ввести всеобщие выборы, то они станут почвой для межнационального конфликта. Ведь кандидат малочисленного народа никогда не победит и не станет губернатором.
Под соусом "сохранения стабильности в стране" и появился законопроект, который фактически предлагает регионам вернуться к прежней схеме назначения губернаторов (текст документа имеется в редакции). В пояснительной записке к нему сказано, что "высшее должностное лицо субъекта РФ может избираться депутатами законодательного органа власти субъекта РФ". Порядок предложен такой. Партии, заседающие в Госдуме, представляют президенту не менее трех кандидатур. Тот проводит консультации и выбирает из дюжины кандидатов трех претендентов, которых выдвигает на должность губернатора. Фамилии выносятся на рассмотрение законодательного собрания. А дальше, как по написанному — тайное голосование, цветы, улыбки победителя, банкет, шампанское, раздача слонов...
Вот здесь и возникает сразу несколько справедливых вопросов. Первый — как законодательно определить, в какой ситуации нужны выборы, а в какой не нужны? Решать это формально предлагается депутатскому корпусу. Но сигнал будет исходить, безусловно, из Москвы. В пояснительной записке же на этот счет сказано: "Проект направлен на обеспечение устойчивого социально-экономического развития субъектов РФ и сохранение межнационального мира и согласия".
Второй вопрос — более сложный и больной. Национальный. В каждом регионе есть национальные диаспоры. В том числе в Алтайском крае. А если они заявят завтра о том, что их представитель никогда не станет губернатором? Будет ли это основанием отменить всеобщие выборы главы региона?
Вопрос третий: как можно с максимальной точностью определить, являются выборы угрозой социально-экономическому развитию региона или нет? Ответ в данном случае невозможен. Вспомним последнюю предвыборную гонку между Александром Суриковым и Михаилом Евдокимовым. Ведь если утрировать, то фактический раскол в нашем обществе произошел тогда из-за того, что сторонники двух кандидатов по-разному понимали, в какой исторической точке край находится — в болоте или в фазе роста. Прямое всенародное голосование решило — в болоте. Вот только затем, после болота, начался настоящий управленческий бардак. Но это совсем другая история.
Один из авторов законопроекта единорос Михаил Старшинов уже поспешил заявить о том, что Дума рассчитывает "откатать" все три чтения до осени, то есть до наступления единого Дня голосования. Это означает, что фактически вопрос решен.
"Не надо недооценивать огромный потенциал наших регионов. Там живут, работают умные и мудрые люди. Уверен, что они сами примут взвешенное и выверенное решение", — подчеркнул депутат. Ну, вы понимаете, про кого он. Чего-чего, а мудрости нашим представителям в высших эшелонах власти не занимать...
Самое важное - в нашем Telegram-канале