Евгений Гонтмахер,
руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН:
В 2007 году мы написали о четырех сценариях развития России: инерционном (ничего не делаем и продолжаем сидеть на газе и нефти), сценарии "рантье" (ухудшенный вариант инерционного) мобилизационном (при этом возможны были срыв в автократию и прочие какие-то малоприятные вещи) и модернизации. Вероятность реализации четвертого сценария мы оценили в 15%. Сейчас осталось два варианта: мобилизация, когда группа людей, которая сейчас управляет финансовыми потоками, ради того, чтобы оставить все это при себе, может пойти на любые политические решения и второй – все-таки модернизация.
В мире много национальных моделей модернизации, но в их основе лежат три базовые ценности: демократия (никакая не управляемая и не суверенная), рыночная экономика, конкуренция, и социальное государство, в котором большинство людей все-таки не требуют радикальных изменений. Модернизация – процесс перехода от нынешнего незавидного состояния в эту нормативную модель. Для этого должна быть критическая масса людей, может быть 15-20% которые не удовлетворены происходящим, но, тем не менее, настроенных позитивно. Нужна четкая картина того, к чему мы стремимся. И третье необходимое условие: этих людей нужно включить в модернизацию.
России никуда не деться от выбора: либо мы срываемся в какие-то несистемные вещи, в очередную смуту, либо мы как-то вырулим каким-то цивилизованным способом из авторитарного режима в демократию. Если в 2010 году к этим 15% присоединится президент (неважно, какая у него будет фамилия), то есть шанс.
Потому что без политической модернизации экономическая обречена на провал. Предлагаемая клочковатая, чисто технологическая модернизация меня сильно смущает…. Пока слово "модернизация" стало уже таким ироничным термином, над ним уже посмеиваются…
Самое важное - в нашем Telegram-канале