Политика

Евгений ПРИМАКОВ, президент Торгово-промышленной палаты РФ: "Исключительно важно повысить доверие к малому и среднему бизнесу".

Выступление президента ТПП РФ записано 26 мая в Москве на форуме «Малый бизнес – основа социально-экономического развития России в XXI веке». Приводим его частично в сокращенном виде.

– Сегодня я хотел бы обратить ваше внимание на ряд вопросов, требующих безотлагательного решения для развития в стране малого и среднего предпринимательства.

Первое. В Указе президента Дмитрия Медведева определены многие положения, улучшающие жизнь малого предпринимательства. Но этим не должна ограничиваться необходимость продолжения законотворческой работы. Требует основательной проработки большой массив правовых актов, относящихся к реализации принятого в прошлом году весьма важного, но рамочного по своему характеру Федерального закона «О малом и среднем предпринимательстве». Нужно серьезно разобраться и с ведомственным нормотворчеством в этой области. Особо хочу подчеркнуть и обращаюсь к Думе с этим вопросом – нужно отказаться от медлительности в решении всех проблем. Причем наши законодатели должны проделать законотворческую работу вместе с предпринимательскими объединениями. Когда такая работа ведется без учета мнения предпринимательских структур, то неизбежны различного рода огрехи и неувязки, создающие, в том числе, возможности для мздоимства.

Второе. В России уже меняются к лучшему структуры малого предпринимательства. Увеличивается доля малых предприятий, работающих в сфере производства, в области научно-технического прогресса. Но этот процесс идет медленно. Его ускорение зависит не только от поощряющих мер государства, но и от политики крупных российских компаний. У нас, по сути, отсутствует практика, когда крупные компании обрастают малыми, которым передается ряд функций. Причем функций в сфере не только услуг, но и непосредственного производства. Сегодня так начинает работать автозавод «КамАЗ», вокруг которого формируется некое обрамление в виде малых и средних предприятий, участвующих в единой цепочке производства и сбыта готовой продукции. Однако примеров подобного рода – раз, два и обчелся. Стоит ли удивляться, что динамика роста малых предприятий, при общем благодушном настроении, уже который год не выходит из минусовой статистики? В России, как известно, недавно был создан целый ряд государственных корпораций. Мне представляется, что успех их деятельности во многом будет зависеть от того, насколько они сумеют объединить вокруг себя малые предприятия. Иными словами, перенять хорошо зарекомендовавшую себя в зарубежных странах модель организации производства.

Третье. При необходимости диверсификации производства в России сохраняется нужда в совершенствовании нефтегазового сектора, который в течение длительного времени будет оставаться важнейшим источником бюджетных доходов. Не случайно, что еще на первых порах своей деятельности на посту главы правительства Владимир Путин обратил особое внимание на создание условий для прироста запасов нефти и газа. Для этого предложено снизить налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) с целью активизации разведки. Мне представляется, что наряду с этим необходимо снизить НДПИ для малых и средних предприятий, занимающихся нефтедобычей. Не следует проходить мимо того факта, что крупные нефтяные компании сосредотачиваются сегодня на добыче сырья из высокорентабельных месторождений. При этом остается неиспользованным большой резерв малорентабельных месторождений, добыча из скважин. А он приближается к уровню годовой добычи нефти и газа в стране. Мы много говорим о снижающейся динамике роста добычи нефти. Почему в таких условиях не поддержать малый сектор экономики. Торгово-промышленная палата просит обратить внимание на тот факт, что многие крупные компании закрывают малым и средним предприятиям доступ к «трубе».

Четвертое. Малый и средний бизнес должен стать серьезной основой для инновационного прорыва нашей экономики. В США и других развитых странах малый бизнес сегодня обеспечивает более 55% внедряемых инноваций. А что у нас? С одной стороны, в России имеется колоссальный интеллектуальный потенциал. На недавно состоявшемся чемпионате мира по программированию среди студентов наши умники из Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики завоевали звание абсолютных чемпионов. Они вырвали победу у знаменитого американского Массачусетского технологического института. В целом, из 30 студенческих команд, показавших лучшие результаты, 11 были из России. Но с другой стороны, по уровню предприятий, осуществляющих инновации на практике, Россия прозябает на последнем месте в Европе. А ведь здесь открывается поистине необозримое поле для малого инновационного предпринимательства.

На мой взгляд, необходимо кардинальным образом скорректировать налоговую политику государства, предоставив значительные, а не символичные преференции инновационному малому бизнесу. Но когда до этого доходит дело, то руководители финансового блока правительства тут же прикрываются вопросом: «Кто и как будет возмещать выпадающие доходы бюджета?» Но позвольте задать им встречный вопрос: «О каких выпадающих доходах идет речь, если общий размер резервного фонда и фонда национального благосостояния уже приближается к 4 трлн. рублей, а профицит федерального бюджета достиг чуть ли не 10% валового внутреннего продукта?» К сожалению, не просматриваются радикальные новшества и во внесенном на прошлой неделе Минфином законопроекте «О совершенствовании налогообложения малого бизнеса». Ограниченные, я бы даже сказал, косметические меры по расширению возможностей для приобретения патента и упрощения налоговой отчетности отдельным категориям пользования налоговыми спецрежимами, по сути, не дают никаких стимулов заниматься инновациями.

Пятое. Резкий скачок цен на продовольствие на мировых рынках и замаячившая угроза глобального продовольственного кризиса должны заострить наше внимание на развитии малых форм хозяйствования в АПК. В стране в аграрном секторе насчитывается более 145 тыс. крестьянских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Хорошая конъюнктура рынка осенью прошлого года позволила им избавиться от хронической нерентабельности. Однако ни темпы роста производства в аграрном секторе, ни качество ведения бизнеса не соответствуют общественным ожиданиям. Темпы роста производства сельхозпродукции в два–три раза ниже, чем в среднем по отраслям экономики. В результате предприниматели, занимающиеся переработкой пищевого сырья, все в большей степени зависят от импортных поставок. Необходимо обратить особое внимание на функционирование потребительской кооперации. Только так можно повлиять на абсурдный порядок вещей, когда на пути от производителя к потребителю сельскохозяйственная продукция дорожает в три–четыре раза.

Шестое. Исключительно важно повысить доверие к малому и среднему бизнесу со стороны государства и общества. У нас нет оснований изображать малый и средний бизнес как зону теневой экономики. Но именно эти стереотипы зачастую используются в качестве, с позволения сказать, аргументов для выдавливания малых предприятий с потребительских рынков, навязывания им жестких условий неравноправной конкуренции. Хорошо известен пример, что в городах-миллионщиках с согласия местных администраций развернулось тотальное наступление сетевых структур. В Торгово-промышленную палату России не иссякает поток жалоб, суть которых можно сформулировать кратко: «Если где-нибудь появляется сетевой гигант, то в радиусе нескольких километров погибает любая торговая точка, принадлежащая малому бизнесу». Но какова экономическая эффективность этого процесса? О ней красноречиво говорит такой факт. За 2007 год сумма налоговых поступлений от крупных торговых предприятий сократилась почти на 20%. И сегодня у так называемых цивилизованных сетевиков рентабельность бизнеса ниже, чем у мелких предпринимателей. Возникает вопрос: почему при такой низкой рентабельности нарастает бум строительства гипермаркетов и крупных торговых центров?

Седьмое. Преодоление всевозможных административных ограничений неотделимо от повышения роли общественных объединений самих предпринимателей. Пришло время увеличить их полномочия в регулировании, передав им часть функций государственных структур. Но при этом важно предусмотреть меры, чтобы прикрыть лазейки для проникновения метастаз коррупции в сами саморегулируемые организации. Не сомневаюсь, что высказанное мнение разделяют участники нашего форума. Спасибо за внимание!

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость