Путаница в терминах
— Муниципалитеты сегодня сталкиваются с невероятной терминологической путаницей и разночтениями в законодательстве. Что такое "полномочия"? Что такое "вопросы местного значения"? – спрашивает Роальд Бабун, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов (АСДГ). – Почему, например, принятие устава относится к "полномочиям", а принятие бюджета – к "вопросам местного значения"? Какой тут критерий? В различных федеральных законах перечислено подробное количество полномочий органов местного самоуправления в самых различных сферах – от образования до пожарной безопасности и ЖКХ. Но кто знает полный перечень этих полномочий? Никто. При том что перечень вопросов местного значения совершенно четко ограничен 131-м законом. А согласно отраслевым законам на нас можно "повесить" что угодно. Поэтому первое предложение, которое я хотел бы внести: давайте инициировать проведение терминологической экспертизы 131-го закона.
Местное и государственное
Размытость критериев при отнесении некоторых вопросов к местным или государственным усложняет их решение, уверен Роальд Владимирович.
– Непонятно, почему к ведению местных властей относятся, например, создание и содержание в целях гражданской обороны стратегических запасов, мобилизационная подготовка? Совершенно очевидно, что это государственные задачи.
Зато, по его мнению, законодатели совершенно необоснованно изъяли из ведения столичных городов "классический вопрос местного значения" – о распоряжении земельными ресурсами:
– Многие субъекты Федерации (в том числе и Алтайский край. – Ред.) воспользовались этим правом и отняли полномочия у своих столиц, но такая практика ни к чему хорошему не привела, кроме путаницы, дублирования функций и усложнения всех процедур распределения земельных участков.
Итоговое предложение юристов: восстановить права муниципалитетов в пользовании городскими землями, исключить из вопросов местного значения полномочия, стандарты на которые устанавливаются федеральными и региональными органами.
Больше контроля!
Еще одна головная боль городских юристов – взаимодействие с управляющими компаниями.
– В администрации городов по всей стране поступает масса жалоб от населения по поводу управления жилыми домами, но существующие законы не позволяют муниципалитетам адекватно реагировать на выдвигаемые горожанами требования, – утверждает Андрей Подгорбунских, председатель юридической секции АСДГ, директор департамента правового обеспечения администрации Омска. – Введение добровольной аккредитации управляющих компаний, ужесточение процедур передачи технической информации на дома, требования по участию структур ЖКХ в собраниях жильцов и другие принимаемые на местном уровне меры далеко не всегда эффективны…
Мнение муниципальных юристов: назрела необходимость внести в Жилищный кодекс изменения и дополнения, предусматривающие предоставление органам местного самоуправления отдельных полномочий по осуществлению контроля над деятельностью управляющих организаций.
Рекомендации АСДГ вместе с проектами предлагаемых изменений будут направлены в Государственную Думу, Совет Федерации и правительство.
Роальд Бабун,
вице-президент АСДГ:
Что есть государственные вопросы, а что – вопросы местного значения? Почему местные власти должны, например, заниматься обеспечением стратегических запасов? Принцип должен быть таков: кто устанавливает полномочия, тот за них и отвечает.
Справка
Ассоциация сибирских и дальневосточных городов была образована в 1986 году. В настоящее время ее членами являются 70 муниципальных образований с общим населением более 14 млн. человек. Основная задача ассоциации – содействие социально-экономическому развитию городов – членов АСДГ, защита прав и интересов городов в различных органах власти и управления.
Самое важное - в нашем Telegram-канале