Политика

Госдума во втором чтении приняла законопроект о коммерциализации бюджетных учреждений

21 апреля Госдума во втором чтении приняла поправки в 18 действующих законов, предполагающие кардинальные изменения в системе финансирования бюджетных государственных и муниципальных учреждений. (В первом чтении законопроект приняли в феврале 2010 года, второе чтение неоднократно откладывалось).

По новой схеме финансирования, бюджетные организации будут разделены на три типа: бюджетные, казенные и автономные. Казенные останутся на полном государственном обеспечении, по смете, с сохранением субсидиарной ответственности государства, и будут перечислять все доходы, полученные от своей деятельности, в госбюджет. Бюджетные будут получать средства из бюджета только за выполнение госзаказа и на содержание имущества, недостающие суммы им предстоит зарабатывать самостоятельно. Государство не будет нести ответственности по обязательствам бюджетного учреждения. Отказаться от выполнения госзаказа бюджетное учреждение будет не вправе, но получит право на платные услуги – после выполнения госзаказа. Именно это положение вызвало ожесточенные дискуссии в ходе второго чтения законопроекта, - сообщает gazeta.ru. Автономные организации будут переведены на самоокупаемость; этот статус подразумевают наибольшую финансовую свободу и наименьшую зависимость от учредителя. Автономное учреждение не будет обязано отчитываться перед государством по заработанным им самим средствам, а также получит право распоряжаться всем своим имуществом, за исключением особо ценного.

К казенным планируется отнести учреждения образования и медучреждения, принадлежащие силовым ведомствам(следственные изоляторы, исправительные учреждения), а также психиатрические больницы, лепрозории, медицинские лаборатории. К бюджетным – больницы, школы, музеи, театры, финансируемые сейчас из бюджета соответствующего уровня. Статус автономного может быть закреплен за любым образовательным или культурным учреждением.

Как заявляют разработчики (законопроект внесен в Думу правительством РФ), в результате преобразований бюджетные организации должны научиться зарабатывать, эффективнее использовать казенные деньги, стать более финансово устойчивыми и улучшить качество услуг.

Законопроект вызвал бурный протест со стороны оппозиционных партий. Противники нововведения считают, что таким образом государство сбрасывает с себя ответственность за "социалку" и обрекает ее на нищету. Второе серьезное опасение - поскольку принятые изменения позволят зарабатывать на своих услугах учреждениям культуры, образования и здравоохранения, то бесплатные услуги они вовсе перестанут оказывать.

Депутаты Алтайского краевого Заксобрания по итогам рассмотрения законопроекта ко второму чтению направили в Госдуму свои поправки, с просьбой подготовить его более тщательно и отложить рассмотрение до 2012 года. (Кроме того, с просьбой отложить рассмотрение и вернуть его ко второму чтению к депутатам Госдумы обратились Алтайкрайсовпроф и Клуб профессоров Алтайского края).

Коммунисты и "Справедливая Россия" консолидировано голосовали против законопроекта. Депутаты фракции ЛДПР по данному вопросу не голосовали.

В ходе обсуждения "эсеры" активно критиковали поправки "единороссов", и внесли 20 поправок, но ни одна из них не была принята. Кроме того, "справедливороссы" решили обратиться к спикеру Совета Федерации Сергею Миронову с просьбой воспрепятствовать прохождению закона в верхней палате парламента.

Коммунисты также выступили с критическими замечаниями и внесли ряд поправок; прежде всего они настаивали на сохранении субсидиарной ответственности государства перед бюджетными учреждениями, и требовали более тщательно прописать процедуру реализации закона. Ни одна из поправок КПРФ не прошла.

Единственное, на чем сошлись депутаты всех фракций– необходимость продления переходного периода передреализацией закона. Поправки вступят в силу не с 1 января 2012 года, как предлагалось в первом чтении, а с 1 июля 2012 года. (К этому временизакончатсядумская и президентская избирательные кампании).

Третье чтение намечено на 23 апреля. Теоретически еще есть возможность отправить закон на доработку: между вторым и третьим чтениями президент или обе палаты парламента могут воспользоваться правом вето на рассмотрение законопроекта, вернуть его ко второму чтению, фактически продлив сроки рассмотрения.

Самое важное - в нашем Telegram-канале

Смотрите также

Чтобы сообщить нам об опечатке, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter

Комментарии
Рассказать новость